• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Управление конфликтами и кризисами в современном обществе: региональное и национальное измерения

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Управление конфликтами и кризисами в современном обществе: региональное и национальное измерения» Студенты ознакомятся с содержанием и объемом понятия «социетальная безопасность» и связанных с ним других основных понятий, помогающих понять сущность политики обеспечения состояния защищённости общества, раскрыть причины успехов, проблем, ошибок такой политики, ведущих к кризисам и конфликтам, способы их разрешения. Студенты научаться видеть связь политических идей не только с теоретическими исследованиями социетальной безопасности, но влияние этих идей на реальные процессы в мировой политике, на формирование практик конфликтного и постконфликтного урегулирования в социетальных конфликтах на государственном и региональном уровнях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины – обучение студентов основам знаний в области исследований безопасности общества - социетальной безопасности; формирование у слушателей комплекса отрефлексированных представлений о сущности социетальной политики, способности общества справляться с катастрофами и чрезвычайными ситуациями - кризисный менеджмент; Задачи: 1. Разобраться в значениях понятий : общество, социетальная безопасность, онтологическая безопасность, дилемма социетальной безопасности, социетальная катастрофа и др. 2. Уяснить специфику классического подхода к исследованию и к практике реализации политики обеспечения социетальной безопасности . 3. Объяснить особенности причин возникновения социетальных инцидентов, конфликтов , кризисов и катастроф, вызванных вертикальной и горизонтальной конкуренцией, миграцией. 4. Классифицировать и систематизировать способы урегулирования социетальных инцидентов, конфликтов , кризисов и катастроф, вызванных вертикальной и горизонтальной конкуренцией, миграцией. 5. Уяснить специфику неклассического подхода к исследованию и к практике реализации политики обеспечения социетальной безопасности. 6. Объяснить особенности причин возникновения социетальных инцидентов, конфликтов, кризисов и катастроф, вызванных демографически проблемами, слабой экономикой, высоким уровнем безработицы, автократизмом в управлении государством, терроризмом, изменением климата , стихийными бедствиями, техногенными катастрофами. 7. Классифицировать и систематизировать подходы к практике кризисного менеджмента социетальных конфликтов , кризисов и катастроф, вызванных демографически проблемами, автократизмом в управлении государством, изменением климата , стихийными бедствиями
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает значениях понятий : общество, социетальная безопасность, онтологическая безопасность, дилемма социетальной безопасности, социетальная катастрофа, и др.
  • Понимает существо и предмет исследований социетальной безопасности.
  • Знает специфику вертикальной конкуренции в обществе, ее последствия для безопасности общества
  • Различает полюсы и минусы разных подходов к урегулированию социетальных конфликтов, катастроф и кризисов, возникших в результате вертикальной конкуренции в обществе.
  • Знает специфику горизонтальной конкуренции в обществе, ее последствия для безопасности общества
  • Различает полюсы и минусы разных подходов к урегулированию социетальных конфликтов, катастроф и кризисов, возникших в результате горизонтальной конкуренции в обществе.
  • Знает специфику проблем в обществе, вызванных миграцией, ее последствия для безопасности общества
  • Отличает проблемы миграции от проблем аккультурации и инкультурации
  • Различает полюсы и минусы разных подходов к урегулированию социетальных конфликтов, катастроф и кризисов в обществе., возникших в результате миграционных процессов.
  • Знает специфику демографических проблем рождаемости и смертности , распространения патогенов , последствия для безопасности общества
  • Различает полюсы и минусы разных подходов к урегулированию социетальных конфликтов, катастроф и кризисов, возникших в результате демографических проблем рождаемости и смертности, распространения патогенов.
  • Знает специфику проблем слабой экономики, появления прекариата, политического страха и их последствия для безопасности общества
  • Различает полюсы и минусы разных подходов к урегулированию социетальных конфликтов, катастроф и кризисов, возникших в результате слабой экономики, появления прекариата, политического страха , автократизма в управлении государством.
  • Знает проблемы изменения климата , стихийных бедствии, техногенных катастроф и специфику их последствия для безопасности общества
  • Различает полюсы и минусы разных подходов к урегулированию социетальных конфликтов, катастроф и кризисов, возникших в результате изменения климата и стихийных бедствий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в предмет.
  • Тема 2. Классический подход: социетальные конфликты и кризисы ,вызванные вертикальной конкуренцией и способы их урегулирования
  • Тема 3 Классический подход: социетальные конфликты и кризисы , вызванные горизонтальной конкуренцией и способы их урегулирования.
  • Тема 4. Классический подход: социетальные конфликты и кризисы , вызванные миграцией и способы их урегулирования.
  • Тема 5. Неклассический подход: социетальные конфликты и кризисы
  • Тема 6. Неклассический подход: социетальные конфликты и кризисы
  • Тема 7. Неклассический подход: социетальные конфликты и кризисы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа (25.04)
  • неблокирующий Защита группового проекта
    Защита группового проекта (30.05 – 13.06)
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.15 * Защита группового проекта + 0.15 * Контрольная работа + 0.3 * Семинары + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Брубейкер, Р. Этничность без групп / Р. Брубейкер , перевод с английского И. Борисовой. — Москва : Высшая школа экономики, 2012. — 408 с. — ISBN 978-5-7598-0973-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100165 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Раса, нация, класс : двусмысленные идентичности, Балибар, Э., 2004

Авторы

  • Новик Николай Николаевич
  • Гласер Марина Алексеевна