2023/2024
Анализ рынков и конкурентоспособности
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Онлайн-часы:
24
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Калмычкова Елена Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
52
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Анализ рынков и конкурентоспособности» направлена на получение студентами представления о первичных методах анализа факторов,определяющих конкурентоспособность фирмы, особенностей отраслевых рынков, на которых основан выбор стратегии и тактики фирм, а также основных институциональных систем, которые определяют конкурентоспособность экономики в целом. Также данная дисциплина ориентирована на освоение студентами основных схем, которые позволяют определить и оценить конкурентоспособность российских фирм в связи с особенностями хозяйственных условий на внутренних и мировых рынках.
Цель освоения дисциплины
- Получение студентами представления о первичных методах анализа факторов, определяющих конкурентоспособность фирмы, особенностей отраслевых рынков, на которых основан выбор стратегии и тактики фирм, а также основных институциональных систем, которые определяют конкурентоспособность экономики в целом
- Освоение студентами основных схем, которые позволяют определить и оценить конкурентоспособность российских фирм в связи с особенностями хозяйственных условий на внутренних и мировых рынках
- Освоение студентами применения методов экономической теории при практическом анализе конкурентоспособности предприятий, отраслей, интенсивности конкуренции на рынке.
- Студент должен быть способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями (Код по ФГОС/ НИУ ОК-2), способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ОПК-3), Способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ОПК -9), способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4)
Планируемые результаты обучения
- Владеть методикой и методологией проведения научных исследований в профессиональной сфере; навыками самостоятельной исследовательской работы
- Знать основные понятия и теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности фирмы, в связи с особенностями отраслевых рынков, макроэкономическими условиями экономики в целом
- Знать основные понятия и теоретические подходы к определению факторов конкурентоспособности фирмы, в связи с особенностями отраслевых рынков, макроэкономическими условиями экономики в целом
- Уметь применять эти знания для решения практических задач
Содержание учебной дисциплины
- Введение
- Как проводить анализ отраслевого рынка. Пять конкурентных сил по Портеру
- Анализ конкурентоспособности фирмы: внешние и внутренние факторы
- Структура и динамика удельных издержек
- Анализ спроса, проблемы дифференциации продукта. Нишевые стратегии
- Проблема инвестирования. Влияние инвестиций на конкурентоспособность фирмы
- Конкурентоспособность и влияние пространственных факторов
- Конкурентоспособность на мировом рынке
- Конкурентоспособность экономики в целом. Измерения и индексы
- Конкурентоспособность и институты
Элементы контроля
- Активностьподготовка к семинарским занятиям, решение задач, выступление на семинарах, подготовка к анализу фирм
- АктивностьВыступление на семинарских занятиях, решение задач, анализ статей, анализ конкурентоспособности фирмы
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.2 * Активность + 0.3 * Активность + 0.5 * Активность
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Теория отраслевых рынков : практикум : учеб. пособие, Юсупова, Г. Ф., 2012
- Экономическая школа. Т.6: Конкуренция и конкурентная политика, , 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- Институциональная экономика : учебник, Олейник, А., 2005
- Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учеб. пособие для вузов, Философова, Т. Г., 2008
- Российская корпорация : внутренняя организация, внешние взаимодействия, перспективы развития, Абе, Н., 2007