• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Проектирование образовательного стартапа

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Кисличенко Кристина Витальевна, Круглов Владимир Сергеевич, Семенова Александра Витальевна, Томасова Дарья Александровна, Янкевич Семён Васильевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина знакомит студентов с возможностями и рисками инновационного подхода / mindset в сфере образования, актуализирует потенциал студентов стать авторами собственных проектов или приверженцами инноваций, лидерами изменений макро- и мезоструктур в сфере образования. Рассматриваются концептуальные основы /модели таких явлений как креативность, инновационность, предпринимательство. В проектном треке студенты в командах проектируют образовательную программу по предложенному или самостоятельно сформулированному брифу. Опираясь на уже освоенные базовые инструменты создания образовательного продукта (ценностное предложение, инструменты CJM, тестирование гипотез, “петля обратной связи», создание MVP) студенты смоделируют создание стартапа вокруг собственного продукта/идеи в сфере образования. Для этого в курсе рассматриваются основы юридической базы для предпринимательства в сфере образования, особенности маркетинга образовательных продуктов, технологий и сервисов, евангелизма и сторителлинга, комьюнити - менеджмента при продвижении образовательных и социальных проектов, азы юнит-экономики. Также предусмотрены занятия в формате креативных марафонов и тренингов для того, чтобы каждый студент мог увидеть себя в мире инновационных возможностей на примере образовательной сферы и оценить собственный интерес и потенциал стать инноватором.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить с основами создания проектов по методологии lean startup;
  • Развить практические навыки управления проектами и командной работы;
  • Ознакомить студентов с правовыми основами инноватики в сфере образования
  • Научить работать с проектным инструментарием;
  • Научить формировать проектные артефакты: lean canvas, customer journey map, value proposition canvas
  • Ознакомить с основными этапами проектной деятельности от генерации идеи до реализации проекта.
  • Стимулировать у студентов интерес к инновационной деятельности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Осуществление поиска, сбора, обобщения и анализа информации о программах, проектах, продуктах и исследованиях в области образования.
  • Студент излагает содержание основных креативных методологий (ТРИЗ, CRAFT, дизайн-мышление, латеральное мышление)
  • Знать не менее 8 трендов, значимых для сферы образования в ближайшие 10 лет
  • Знать основные бизнес-модели в образовании и уметь диангостировать бизнес - модель проектов и организаций.
  • Понимать и уметь использовать инструменты трендвотчинга для поиска идеи проекта
  • практикует различные методики поиска идей (трендвотчинг, дизайн- мышление, сервис-дизайн, CRAFT/ ED) для продуктов в сфере образования;
  • ориентируется в источниках потенциально финансирования проектов;
  • использует знания юридических основ деятельности в образовании;
  • Студенты ориентируются в основных нормах права, регулирующих сферу образования в РФ.
  • Студенты понимают основы регулирования обращения результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в сфере образования
  • Ориентируются в методиках измерения инновационной готовности в сфере образования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как быть инноватором?
  • Методики измерения инновационной готовности в сфере образования.
  • Креативные практики, оформление проектных идей.
    Список креативных семинаров: Семинар 1: Craft Ed и JTBD Семинар 2: Латеральное мышление Семинар 3: Барьеры развития проекта и пути преодоления Семинар 4: Барьеры развития проекта и пути преодоления (одно из этого семинр, одно эдутон) Семинар 5: Элементы ТРИЗ Семинар 6: Обобщение ранее пройденных тем (12.12)
  • Юридическая основа деятельности в сфере образования.
  • Поиск ресурсов для развития проектов.
  • Маркетинг образовательных продуктов, технологий и сервисов.
  • Профессии в современном образовании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Чтобы претендовать на "автомат", необходимо посетить не менее 70 процентов семинарских занятий Каждый семинар оценивается максимум на 1 балл ("посетил и работал на семинаре").
  • неблокирующий Итоговое решение кейсов по курсу
  • неблокирующий Домашние задания по проекту (ДЗ)
  • неблокирующий Представление итогов проектной работы
    Критерии финального оценивания (ориентировочные, уточняются перед презентацией): Анализ проблемы, на решение которой направлен продукт (целевая аудитория, гипотезы, результаты качественных исследований) (качество, глубина, наглядность выводов) (0 - 2) Анализ ниши продукта, стейкхолдеров и конкурентов (качество, глубина, наглядность) (карта стейхолдеров, карта конкурентов и предложений на рынке, карта ценностного предложения разработанного продукта, универсальное торговое предложение) (0 - 2) Качество отработки идеи решения (формат программы, тематический план, образовательные результаты, образовательные форматы) (0 - 4) Визуализация командной работы (роли/ вклад каждого) (0 - 1) Грамотность и качество презентации (0 - 1) Итого max 10 баллов
  • неблокирующий Работа на креативных семинарах - тренингах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.125 * Домашние задания по проекту (ДЗ) + 0.125 * Домашние задания по проекту (ДЗ) + 0.1 * Итоговое решение кейсов по курсу + 0.4 * Представление итогов проектной работы + 0.053 * Работа на креативных семинарах - тренингах + 0.053 * Работа на креативных семинарах - тренингах + 0.072 * Работа на семинарах + 0.072 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бизнес с нуля : метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес - модели, Рис, Э., 2017
  • Метод стартапа : предпринимательские принципы управления для долгосрочного роста компании, Рис, Э., 2018
  • На крючке : как создавать продукты, формирующие привычки, Эяль, Н., 2018
  • Образовательное право : учебник для академического бакалавриата, , 2018
  • Образовательное право : Учебник для вузов, Шкатулла, В.И., 2001
  • Образовательное право России. Кн. 1: Учебник, Козырин, А. Н., 2019
  • Образовательное право России. Кн. 2: Практикум, Козырин, А. Н., 2019
  • От нуля к единице : как создать стартап, который изменит будущее: пер. с англ., Тиль, П., 2017
  • Поиск бизнес-модели : как спасти стартап, вовремя сменив план, Маллинс, Дж., 2012
  • Предпринимательство и стартапы, , 2023
  • Сохраняя энергию стартапа : как техногиганты ежедневно изобретают будущее и остаются на вершине, Кантровиц, А., 2022
  • Стартап : 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины, Кавасаки, Г., 2011
  • Стартап : настольная книга основателя, Бланк, С., 2017
  • Стартап по Кавасаки : проверенные методы начала любого дела, Кавасаки, Г., 2016
  • Стартап-гайд : как начать и... не закрыть свой интернет-бизнес, , 2017
  • Тестировщик бизнес-идей : не запускай стартап, пока не прочитаешь эту книгу, Флинн, П., 2020
  • Четыре шага к озарению : стратегии создания успешных стартапов: пер. с англ., Бланк, С., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Думай медленно ... решай быстро, Канеман, Д., 2016
  • От нуля к единице : как создать стартап, который изменит будущее : пер. с англ., Тиль, П., 2015

Авторы

  • Семенова Александра Витальевна