• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Психология обучения разных возрастов

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Курс выстроен снизу вверх - в логике взросления. Чему и как учится младенец? Как происходит развитие от действия к мысли в раннем детстве? Зачем дошкольникам игра и почему в ней он готовится к школе, больше чем на занятиях? Почему младшие школьники учатся с большей охотой нежели подростки? Как сделать обучение увлекательным для подростков и юношества? В чем секрет обучения в молодости и зрелости? Поиском ответа на этот вопрос занимается возрастная психология образования. Какие особенности современного школьника стоит учитывать учителям, как работать с современным студентом? Какие психологические особенности развития познавательного интереса и мотивации к учебе нужно знать, а также какими приемами достигать этих целей. Курс возрастной психологии образования поможет ответить на эти вопросы. Кроме того, студенты поймут, почему в учебе происходят те или иные сложности с точки зрения психологической науки. И научатся проектировать занятия с учетом возрастных потенциалов и задач развития обучающихся.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов знаний о психологических основах обучения и представления и возрастных особенностях создания образовательной ситуации и организации познавательной и учебной деятельности на разных этапах онтогенеза; отработка умений применять психолого-педагогические знания к анализу практических психолого-педагогических ситуаций и взаимодействий; развитие опыта приложения психолого-педагогических знаний и умений на практике реализации образовательной ситуации с разными возрастными группами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Осознание роли фактора соревновательности и кооперативности в обучении и понимание проявлений основных социально-психологических феноменов в малой группы
  • Понимание взаимосвязи, но не тождественности обучения и развития, дидактики и матетики
  • Понимание движения как источник обучения в раннем детстве
  • Понимание подходов и методов обучения студентов
  • Понимание природы игры и овладение принципами ее применения в решении задач обучения
  • Понимание природы учебной деятельности и ее соотношения с игровой, а также социальной ситуацией развития
  • Понимание психологии жизненного выбора и самоопределения в юношеском возрасте
  • Понимание роли дополнительного и информального образования, вариативности их форматов для обучения детей и подростков
  • Понимание соотношения и взаимосвязи в педагогическом взаимодействии феноменом: «Я и другие»; «Мы и иные»; «единения разнообразия»
  • Понимание соотношения обучения и общения в подростковом возрасте.
  • Представление о деятельностном подходе в образовании, развивающем как познание, так и метапознание
  • Анализирует взаимосвязи, но не тождественность обучения и развития, дидактики и матетики
  • Применяет деятельностный подход в образовании, развивающем как познание, так и метапознание
  • Интерпретирует факторы соревновательности и кооперативности в обучении; применяет знания основных социально-психологических феноменов в малой группы в образовательной практике
  • Интерпретирует соотношения и взаимосвязи в педагогическом взаимодействии феноменом: «Я и другие»; «Мы и иные»; «единения разнообразия»
  • Распознает движение как источник обучения в раннем детстве
  • Определяет природу игры и владеет принципами ее применения в решении задач обучения
  • Организует учебную деятельность в ее соотношении с игровой, а также социальной ситуацией развития ученика
  • Показывает соотношение обучения и общения в подростковом возрасте на конкретных примерах
  • Объясняет роль дополнительного и информального образования, вариативность их форматов для обучения детей и подростков
  • Определяет особенности жизненного выбора и самоопределения в юношеском возрасте
  • Применяет подходы и методы обучения студентов на практике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Учить и учиться. От «Дидактики» к «Learning to Learn»
  • Тема 2. Модели деятельностного обучения и обучения через открытия: от детского сада до вуза
  • Тема 3. Социальная психология образования: социальная ситуация развития и полисубъектность образовательных общностей
  • Тема 4. Дифференциальная психология образования: специальное обучение и инклюзия в образовании. Персонализация обучения
  • Тема 5. Психология обучения и развития: раннее детство – от действия к мысли
  • Тема 6. Психология обучения и развития: дошкольное детство – игра и познавательная активность
  • Тема 7. Психология обучения и развития: младший школьник – учебная деятельность и/или игра
  • Тема 8. Психология обучения и развития: отрочество – общаться и/или учиться?
  • Тема 9. Дополнительное образование детей и подростков
  • Тема 10. Психология обучения и развития: юность – самоопределение
  • Тема 11. Психология обучения и развития: молодость – профессиональное обучение и вовлеченность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущие задания
    Все задания размещены в курса на Smart LMS. Заданий больше, чем необходимо выбрать. Выполнить за курс необходимо 5 заданий
  • неблокирующий Итоговое задание
    Экзаменационная работа: групповая (командная) работа – проведение модельного практического занятия с учебной группой студентов. Итоговое экзаменационное задание по курсу – это командная работа, выполненная тремя студентами вместе, включающая: сценарий занятия; видеозапись занятия; анализ видеозаписи занятия по заданной структуре. В рамках семинарских занятий предусмотрено 10 практикумов. На одном практикуме (одно семинарское занятие) – команда из трех студентов проводит онлайн интерактивное занятие для одногруппников. Формат проведения - online урок с применением цифровых дистанционных инструментов (по выбору студентов). Студенты, с которыми проводится занятия, примеряют на себя роль той возрастной группы, которую задают ведущие занятия. Что нужно сделать? 1. Объединиться в команду из трех человек, с которыми вы будете проводить занятие. 2. Выбрать возрастную группу (от дошкольников до пожилого возраста), для которой вы создадите свое занятие. 3. Придумать тему занятия, актуальную для выбранной возрастной группы. 4. Придумать форму проведения занятия, согласованную с потребностями и задачами развития выбранной возрастной группы. Рекомендуем использовать деятельностные формы организации занятий. 5. Разработать сценарий занятия по форме (представлена в приложение 1). 6. Провести занятие в рамках семинара, в ходе которого вы будете меняться ролями: 1 ведущий и 2 ассистента, которые помогают в организации занятия: - важно вести видеозапись на протяжении всего занятия, и помнить про тайминг; - регламент занятия: 1 час на проведение активного действия (примерно по 20 минут на каждого студента в роли ведущего, но с учетом возраста, - занятия могут быть короче). 7. Собраться командой и провести анализ занятия по заданным психолого-педагогическим критериям (приложение 2). При обсуждении проведенного занятия делайте акцент не столько на содержании занятия, сколько на использовании в нем различных форм, приемов и методов активизации деятельности однокурсников с учетом заявленного возраста. 8. После проведения группового анализа в команде, перейдите к индивидуальной рефлексии проделанной работы (приложение 3). 9. Заполните все пункты отчета и прикрепите его в информационной системе в Итоговом задании. Каждый студент должен выложить файл, который содержит: 1 – сценарий занятия – 1 общий на команду 2 – ссылка на видеозапись занятия – 1 общая на команду; 3 – анализ занятия (по материалам видеозаписи) – 1 общий на команду 4 – индивидуальная рефлексия проделанной работы – индивидуально для каждого студента
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.5 * Итоговое задание + 0.25 * Текущие задания + 0.25 * Текущие задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Возрастная психология : учебник для бакалавров, Обухова, Л. Ф., 2014
  • Возрастная психология : феноменология развития: учебник для вузов, Мухина, В. С., 2009
  • Детская психология : учебник для высш. пед. учеб. заведений, Смирнова, Е. О., 2010
  • Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности: учеб. пособие для вузов, Смирнов, С. Д., 2014
  • Педагогическая психология, Выготский, Л. С., 2010
  • Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров, Айгумова, З. И., 2014
  • Психология подростка : учебник для вузов, Дандарова, Ж. К., 2004
  • Психология развития : молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для вузов, Хухлаева, О. В., 2005
  • Психология развития человека, Выготский, Л. С., 2005
  • Психология юности и молодости : учеб. пособие для вузов, Волков, Б. С., 2006
  • Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Осорина, М. В., 2009
  • Социальная педагогическая психология : учеб. пособие для вузов, Реан, А. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Возрастная психология: личность от молодости до старости : учеб. пособие для вузов, Гамезо, М. В., 2001
  • Идентичность: юность и кризис : учеб. пособие, Эриксон, Э., 2006
  • Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт, Поддьяков, А. Н., 2006
  • Поликультурное образование : учебник для бакалавров, Хухлаева, О. В., 2014
  • Психология подростка : полное руководство, Дубровина, И. В., 2003
  • Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов, Болотова, А. К., 2012