2023/2024
Философия XIX-XX веков
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина является четвертым обязательным курсом майнора «История философии». Она читается студентам 3 курса бакалавриата в 3 и 4 модулях. В рамках курса рассматриваются философские учения и школы XIX и XX веков. Задачей курса является формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в данный период, причём историко-философский процесс представлен не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте, включающем политические и экономические составляющие. В курсе анализируется специфика современной западной философии, ей отношение к классической философии, преемственность и отличия; изменения в прежних оппозициях: рационализм-эмпиризм, рационализм-иррационализм, материализм-идеализм, субъект-объект, и др.; трансформация основных философских проблем в ХХ веке. Предметом обсуждения в курсе станут два основных направления современной западной философии: сциентистское (три «волны» позитивизма, прагматизм, неокантианство, аналитическая философия, философия сознания) и персоналистическое («философия жизни», феноменология, экзистенциализм), их взаимное влияние и оппозиции. Освоение данной дисциплины базируется на общем курсе «Философия», читаемом всем студентам бакалавриата, и на предыдущих курсах программы майнора – «История философии древнего мира и средних веков», «Философия XV-XVII веков» и «Философия XVIII века. Немецкая классическая философия».
Цель освоения дисциплины
- • знакомство с основными направлениями западной и отечественной философской мысли ХIХ-ХХ веков;
- • ознакомление с культурным, социальным и идеологическим контекстом развития западной и отечественной философии ХIХ-ХХ веков;
- • развитие навыков критического осмысления ключевых идей и учений западной и отечественной философии ХIХ-ХХ веков;
- • развитие навыков понимания и самостоятельной интерпретации сложных философских текстов.
Планируемые результаты обучения
- знает основные направления европейской философской мысли XIX-ХХ веков, оценивает их место и роль в развитии западной цивилизации
- определяет ключевые философские идеи и проблемы в американском прагматизме, критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в нем варианты решения этих проблем
- определяет ключевые философские идеи и проблемы в аналитическом неопрагматизме, критически оценивает предлагаемые в нем решения этих проблем
- определяет ключевые философские идеи и проблемы в логическом позитивизме, критически оценивает предлагаемые в нем решения этих проблем
- определяет ключевые философские идеи и проблемы в современной философии сознания, критически оценивает предлагаемые в нем редукционистские и антиредукционистские решения проблемы сознания
- определяет ключевые философские идеи и проблемы в феноменологии, критически оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
- определяет ключевые философские идеи и проблемы в философии лингвистического анализа, критически оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
- определяет ключевые философские идеи и проблемы в философии логического атомизма, критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в нем варианты решения этих проблем
- определяет ключевые философские идеи и проблемы в экзистенциализме, критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в нем варианты решения этих проблем
- определяет ключевые философские проблемы в «философии жизни», критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
- определяет ключевые философские проблемы в русской философии XIX – начала ХХ в., критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
- определяет ключевые философские проблемы в философии Ницше, критически оценивает предлагаемые Ницше решения этих проблем
- характеризует ключевые философские проблемы в неокантианстве, критически оценивает предлагаемые решения в рамках Марбургской и Баденской школ
- характеризует ключевые философские проблемы в романтизме, позитивизме, марксизме, критически сравнивает и оценивает предлагаемые решения
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Общая характеристика европейской и американской философии 19-20 вв. в социально-историческом контексте
- Тема 2. Формирование основных направлений (романтизм, позитивизм, марксизм)
- Тема 3. Неокантианство
- Тема 4. Философия Ф. Ницше
- Тема 5. Философия жизни
- Тема 6. Русская философия 19-20 вв.
- Тема 7. Феноменология
- Тема 8. Экзистенциализм
- Тема 9. Прагматизм
- Тема 10. Философия логического анализа
- Тема 11: Логический позитивизм
- Тема 12: Философия лингвистического анализа
- Тема 13: Аналитический неопрагматизм
- Тема 14. Философия сознания второй половины ХХ века
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятиях
- Домашние заданияДомашние задания представляют собой мини-эссе, в которых студент должен дать краткий ответ на один из вопросов по текстам, которые обсуждаются на семинарах. Количество домашних заданий определяется преподавателем, проводящим семинарские занятия.
- Устный экзаменЭкзамен предполагает ответ на два вопроса из списка экзаменационных вопросов, приведенном в настоящей программе.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.15 * Активность на семинарских занятиях + 0.15 * Активность на семинарских занятиях + 0.1 * Домашние задания + 0.1 * Домашние задания + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
Рекомендуемая дополнительная литература
- Soames, S. (2003). Philosophical Analysis in the Twentieth Century, Volume 1 : The Dawn of Analysis. Princeton, NJ: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=295547
- Soames, S. (2003). Philosophical Analysis in the Twentieth Century, Volume 2 : The Age of Meaning. Princeton, NJ: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=295536
- История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до на..., Рассел, Б., 1999
- Хрестоматия по истории философии. Ч.2: Западная философия : вторая половина XIX - начало ХХ века, ХХ век, на пороге ХХI века, , 2001