• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Философия XIX-XX веков

Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина является четвертым обязательным курсом майнора «История философии». Она читается студентам 3 курса бакалавриата в 3 и 4 модулях. В рамках курса рассматриваются философские учения и школы XIX и XX веков. Задачей курса является формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в данный период, причём историко-философский процесс представлен не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте, включающем политические и экономические составляющие. В курсе анализируется специфика современной западной философии, ей отношение к классической философии, преемственность и отличия; изменения в прежних оппозициях: рационализм-эмпиризм, рационализм-иррационализм, материализм-идеализм, субъект-объект, и др.; трансформация основных философских проблем в ХХ веке. Предметом обсуждения в курсе станут два основных направления современной западной философии: сциентистское (три «волны» позитивизма, прагматизм, неокантианство, аналитическая философия, философия сознания) и персоналистическое («философия жизни», феноменология, экзистенциализм), их взаимное влияние и оппозиции. Освоение данной дисциплины базируется на общем курсе «Философия», читаемом всем студентам бакалавриата, и на предыдущих курсах программы майнора – «История философии древнего мира и средних веков», «Философия XV-XVII веков» и «Философия XVIII века. Немецкая классическая философия».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • знакомство с основными направлениями западной и отечественной философской мысли ХIХ-ХХ веков;
  • • ознакомление с культурным, социальным и идеологическим контекстом развития западной и отечественной философии ХIХ-ХХ веков;
  • • развитие навыков критического осмысления ключевых идей и учений западной и отечественной философии ХIХ-ХХ веков;
  • • развитие навыков понимания и самостоятельной интерпретации сложных философских текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные направления европейской философской мысли XIX-ХХ веков, оценивает их место и роль в развитии западной цивилизации
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в американском прагматизме, критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в нем варианты решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в аналитическом неопрагматизме, критически оценивает предлагаемые в нем решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в логическом позитивизме, критически оценивает предлагаемые в нем решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в современной философии сознания, критически оценивает предлагаемые в нем редукционистские и антиредукционистские решения проблемы сознания
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в феноменологии, критически оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в философии лингвистического анализа, критически оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в философии логического атомизма, критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в нем варианты решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в экзистенциализме, критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в нем варианты решения этих проблем
  • определяет ключевые философские проблемы в «философии жизни», критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
  • определяет ключевые философские проблемы в русской философии XIX – начала ХХ в., критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
  • определяет ключевые философские проблемы в философии Ницше, критически оценивает предлагаемые Ницше решения этих проблем
  • характеризует ключевые философские проблемы в неокантианстве, критически оценивает предлагаемые решения в рамках Марбургской и Баденской школ
  • характеризует ключевые философские проблемы в романтизме, позитивизме, марксизме, критически сравнивает и оценивает предлагаемые решения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общая характеристика европейской и американской философии 19-20 вв. в социально-историческом контексте
  • Тема 2. Формирование основных направлений (романтизм, позитивизм, марксизм)
  • Тема 3. Неокантианство
  • Тема 4. Философия Ф. Ницше
  • Тема 5. Философия жизни
  • Тема 6. Русская философия 19-20 вв.
  • Тема 7. Феноменология
  • Тема 8. Экзистенциализм
  • Тема 9. Прагматизм
  • Тема 10. Философия логического анализа
  • Тема 11: Логический позитивизм
  • Тема 12: Философия лингвистического анализа
  • Тема 13: Аналитический неопрагматизм
  • Тема 14. Философия сознания второй половины ХХ века
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Домашние задания
    Домашние задания представляют собой мини-эссе, в которых студент должен дать краткий ответ на один из вопросов по текстам, которые обсуждаются на семинарах. Количество домашних заданий определяется преподавателем, проводящим семинарские занятия.
  • блокирующий Устный экзамен
    Экзамен предполагает ответ на два вопроса из списка экзаменационных вопросов, приведенном в настоящей программе.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.15 * Активность на семинарских занятиях + 0.15 * Активность на семинарских занятиях + 0.1 * Домашние задания + 0.1 * Домашние задания + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Soames, S. (2003). Philosophical Analysis in the Twentieth Century, Volume 1 : The Dawn of Analysis. Princeton, NJ: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=295547
  • Soames, S. (2003). Philosophical Analysis in the Twentieth Century, Volume 2 : The Age of Meaning. Princeton, NJ: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=295536
  • История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до на..., Рассел, Б., 1999
  • Хрестоматия по истории философии. Ч.2: Западная философия : вторая половина XIX - начало ХХ века, ХХ век, на пороге ХХI века, , 2001