• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Психологическое благополучие: индивидуальное пространство личности

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Бурина Екатерина Александровна, Гаврилиди Ирина Владимировна, Ивченко Елена Анатольевна, Литягина Елена Викторовна, Маневский Федор Сергеевич, Медников Степан Викторович, Рымарев Николай Юрьевич, Христофорова Ксения Александровна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Современная жизнь человека похожа на бешеные гонки со временем. Вокруг огромные потоки информации, высокие требования к профессиональным компетенциям, чрезмерная скорость взаимодействия с окружающими. И при этом мир постоянно требует от человека всегда быть "в форме". Но сможет ли человек сохранить "форму", сможет ли всегда быть здоровым, оставаться физически, психически и социально благополучным? Как определить границы здоровья и болезни, какие модели и критерии оценки выбрать? Ответы на эти вопросы предлагает нам одна из самых молодых отраслей психологии - психология благополучия и качества жизни. В рамках курса будут рассмотрены теоретические проблемы и прикладные вопросы поддержания физического и психоэмоционального благополучия, современная модель баланса между профессиональной деятельностью и личной жизнью (work-life balance), когнитивно-бихевиоральная концепция профилактики и регуляции негативных состояний, различные подходы психологической работы с эмоциями и переживаниями. Слушатели смогут не только ознакомиться с современным научным подходом к проблеме благополучия, но и освоить некоторые приемы из обширного инструментария психологической практики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формировать представлений о психологии благополучия как самостоятельном разделе психологического знания, ее истории, методах и специфике
  • создать представление о природе психологического благополучия, механизмах, условиях, способах и его позитивного развития
  • рассмотреть особенности отношения людей к своему здоровью, психологическому благополучию и качеству жизни
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • Знает проблемную область психологии благополучия и ее связь с другими дисциплинами и науками
  • • Знает основные методы психологии благополучия, границы их применения.
  • • Знает модели здоровой личности
  • • Знать механизмы взаимосвязи здоровья, благополучия и качества жизни
  • • Проводить самооценку отдельных составляющих психологического и физического благополучия личности
  • • Поиск и использование надежных методов оценки здоровья и благополучия личности
  • • Владеть навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей
  • • Владеть технологией диагностики психологического и физического здоровья личности и благополучия
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в психологию благополучия
  • Физическое и психическое здоровье и благополучие
  • Социальная психология здоровья и благополучия
  • Ресурсы личности в формировании психологического благополучия и здоровья
  • Практические аспекты психологии благополучия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий ПОСТЕРНЫЙ ДОКЛАД (ПОСТЕР)
  • неблокирующий ДОКЛАД В МИНИ-ГРУППЕ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФИЛАКТИКИ
  • неблокирующий ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
  • неблокирующий ТЕСТ 1
  • неблокирующий ТЕСТ 2
    Тест 2 – вопросы по практическим занятиям (на последних занятиях)
  • неблокирующий РАБОТА СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ (семинарах)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * ДОКЛАД В МИНИ-ГРУППЕ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФИЛАКТИКИ + 0.2 * ИТОГОВЫЙ ТЕСТ + 0.15 * ПОСТЕРНЫЙ ДОКЛАД (ПОСТЕР) + 0.125 * РАБОТА СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ (семинарах) + 0.125 * РАБОТА СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ (семинарах) + 0.1 * ТЕСТ 1 + 0.1 * ТЕСТ 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Байкова, Л. А.  Психология здоровья: социальное здоровье детей и молодежи : учебное пособие для вузов / Л. А. Байкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 216 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10465-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517501 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Петрушин, В. И.  Психология здоровья : учебник для вузов / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11949-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513510 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 252 - М.Селигман - Как научиться оптимизму: Измените взгляд на мир и свою жизнь - 9785961431858 - Alpina - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/252
  • Мисюк, М. Н.  Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебник и практикум для вузов / М. Н. Мисюк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 332 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14054-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510686 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Одинцова, М. А.  Психология стресса : учебник и практикум для вузов / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 299 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05254-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512070 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Позитивная психология личности : монография / Р. М. Шамионов, И. Е. Гарбер, Е. Е. Бочарова [и др.] , под редакцией Р. М. Шамионова. — Саратов : СГУ, 2018. — 200 с. — ISBN 978-5-292-04452-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148875 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.