Бакалавриат
2022/2023
Советское искусство 1930-1950-х годов
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Плунгян Надежда Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
58
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина читается на четвертом курсе. Цель курса – дать системное представление о cоветской живописи середины XX века. Характеризуются многообразные формы художественного творчества и восприятия, ведущие мастера московской и ленинградской школы, использование новых техник и приемов, взаимодействие с европейским контекстом. В результате обучения студенты должны представлять себе суть и специфику процессов и явлений, характерных для рассматриваемого периода, а также наиболее значимые направления и отдельные памятники, понимать их исторический контекст.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов представления о периодах современного искусства и специфике каждого из этих периодов
- формирование у студентов представления о месте русского послевоенного (как официального, так и неофициального) искусства в контексте мировых художественных процессов
- формирование у студентов представления о месте современных художественных практик в контексте и взаимодействии с другими видами искусств в России конца ХХ – начала ХХI вв.
- выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественного процесса в России XX–XXI вв. как части исторического процесса
- ознакомление студентов с наиболее значимыми трудами и концепциями в области истории отечественного искусства второй половины XX – начала XXI вв.
Планируемые результаты обучения
- знать основные имена, направления и теоретические концепции, значимые для истории довоенного советского искусства
- знать основные события, произведения, акции, значимые для истории довоенного искусства – официального и неподцензурного
- знать основные труды современных российских и западных исследователей отечественного искусства первой половины ХХ в.
- знать основные этапы институциональной истории советского искусства первой половины ХХ в.
- знать основные этапы развития довоенного искусства СССР в их общем хронологическом соотношении с историей западного искусства данного периода
- понимать и уметь объяснять основные концепции, теории и методологические подходы в отечественном искусстве 1930-50-х годов с точки зрения их исторического и современного восприятия
- понимать основные закономерности концептуальных изменений в советском изобразительном искусстве 1930-50-х в их соотношении с изменениями политической, социальной и экономической реальности указанного периода
- представлять круг ключевых исследовательских проблем и подходов к их решению в области истории и теории советского искусства 1930-50-х гг.
- уметь анализировать текущий художественный и выставочный процесс, опираясь на знание истории отечественного искусства первой половины ХХ века.
- уметь работать с художественной периодикой и архивными материалами исследуемого периода времени (1917–1953)
Содержание учебной дисциплины
- Советское искусство 1920- начала 1930-х гг. 1917-1922. Организация новых художественных институций.
- Советское искусство 1920- начала 1930-х гг. Культурная революция и неоклассицизм.
- Советское искусство 1920- начала 1930-х гг. 1922-1928. Восстановительный период.
- Советское искусство 1920- начала 1930-х гг. Художественные объединения 1920-30-х.
- Советское искусство 1920- начала 1930-х гг. 1929-1932. Борьба направлений.
- Советское искусство 1930-1940-х гг. Упразднение художественных объединений и социалистический реализм.
- Советское искусство 1930-1940-х гг. Разработка социалистического реализма.
- Советское искусство 1930-1940-х гг. 1933-1945. Художественные круги довоенного Ленинграда.
- Советское искусство 1940-1950-х гг. Движение за синтез искусств и монументально-декоративные задачи.
- Советское искусство 1940-1950-х гг. Большой террор и неподцензурное искусство.
- Советское искусство 1940-1950-х гг. Искусство в годы войны и блокады.
- Советское искусство 1940-1950-х гг. «Оттепель» и зарождение нонконформизма.
Элементы контроля
- Тест-угадайка
- Итоговое письменное эссе
- Доклад на семинареРабота сопровождается презентацией в powerpoint или показом отдельных слайдов и сдается в письменном виде в день доклада. Доклады делаются студентами на семинарах на протяжении всего курса, в 1 или 2 модуле на выбор - в начале курса студенты создают таблицу, в которой распределяют темы и семинарские занятия. Доклад занимает от 20 до 30 минут, затем происходит его обсуждение в группе, докладчик отвечает на вопросы.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.3 * Доклад на семинаре + 0.5 * Итоговое письменное эссе + 0.1 * Тест-угадайка
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История русского искусства конца XIX - начала XX века, Сарабьянов, Д. В., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Prettejohn, E. (2005). Beauty and Art : 1750-2000. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=191210
- Мировая художественная культура. XX век : изобразительное искусство и дизайн, Львова, Е. П., 2008
- Самосознание культуры и искусства XX века: Западная Европа и США, , 2000