Магистратура
2022/2023
Здоровье и смертность: современные тенденции и их исследования
Статус:
Курс обязательный (Демография)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Кафедра демографии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Кваша Екатерина Александровна,
Селезнева Елена Владимировна,
Харькова Татьяна Леонидовна,
Щур Алексей Евгеньевич,
Юмагузин Валерий Валерьевич
Прогр. обучения:
Демография
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
Впечатляющий рост продолжительности жизни – пожалуй, самое главное достижение современной цивилизации. Он изменил «расписание» жизни людей и социальные институты, придал особую актуальность вопросу о том, каково соотношение относительного здоровья и болезни на «дополнительном» отрезке жизни все более долгоживущего населения. В предлагаемом курсе рассматриваются тенденции смертности и здоровья населения, их факторы и социальные и демографические последствия, теоретические и практические подходы к их изучению. Курс отчасти носит прикладной характер. В нем рассматривается, как эффективно использовать имеющиеся базы данных по смертности и здоровью населения, анализировать массивы данных средствами Excel, в том числе применять методы обработки и анализа данных о смертности и здоровье, реализованные в готовых решениях.
Цель освоения дисциплины
- формирование целостного представления о долговременных и современных тенденциях смертности, их социальных последствиях, взаимосвязи между здоровьем и смертностью населения и формирующих их факторах; практическое освоение методов измерения и анализа смертности и здоровья, подход к анализу социального неравенства, основ прогноза показателей смертности и здоровья.
Планируемые результаты обучения
- Знает базовые идеи разработки сценариев изменения показателей здоровья населения и понимает, как их применять на практике
- Знает классификацию подходов к построению прогнозов смертности и может привести примеры.
- Знает методологию прогноза смертности по странам мира ООН.
- Знает основные гипотезы о механизме связи условий ранней фазы жизни со здоровьем и смертностью взрослых.
- Знает основные концепции, объясняющие социальные различия в смертности.
- Знает основы построения разных типов проспективных индикаторов старения.
- Знает современные варианты теории эпидемиологического перехода.
- Знает составляющие определения здоровья, основные подходы к их измерению.
- Знает, какие показатели позволяют визуализировать когортный эффект.
- Имеет представление об основных факторах роста расходов на здравоохранение и место среди них старения населения и увеличения длительности жизни.
- Может построить и проинтерпретировать кривую Лоренца на основе таблиц смертности.
- Понимает суть и способен изложить идею модели Ли-Картера..
- Понимает, почему ожидаемая продолжительность жизни условного поколения не вполне точно отражает «текущие условия смертности», знает достоинства и недостатки предлагаемых альтернативных индикаторов.
- Способен на основе эмпирического анализа исторических трендов показателей смертности провести периодизацию эпидемиологического перехода в той или иной стране.
- Способен рассчитать декомпозицию показателей межиндивидуальных различий в длительности жизни по возрасту и причинам смерти.
- Умеет аргументировано изложить взгляд на эволюцию смертности в России как на особый случай эпидемиологического перехода.
- Умеет правильно интерпретировать тенденции старения в двух измерениях возраста.
- Умеет рассчитать ожидаемую продолжительность здоровой жизни и провести декомпозицию ее изменений.
- Знает современные варианты теории эпидемиологического перехода.
- Понимает структуру младенческой смертности и ее тенденции
Содержание учебной дисциплины
- 1 Здоровье и смертность: источники данных, измерение, анализ и тенденции
- Тема 2. Эволюции смертности в процессе эпидемиологического перехода
- Тема 3. Дифференциация смертности
- Тема 4.. Оси вариации смертности: возраст, период, поколение
- Тема 5. Пределы роста продолжительности жизни и прогнозы смертности
- Тема 6. Последствия тенденций смертности и здоровья
- Тема 7. Россия – особый случай эпидемиологического перехода
Элементы контроля
- Проект
- Тестнебольшие тесты-летучки в начале занятия по пройденному материалу
- Домашняя работаРабота на лекциях и семинарах
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.3 * Проект + 0.1 * Тест + 0.1 * Домашняя работа + 0.3 * Экзамен