Бакалавриат
2022/2023
Теория конфликта в контексте развития стран современного Востока
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт востоковедения и африканистики
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
5-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Шевелева Дарья Алексеевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс направлен на формирование у студентов-востоковедов знаний о методологии анализа конфликта и об альтернативных технологиях предупреждения и управления конфликтами и поддержания мира. В результате освоения курса студенты получат представление о теоретических принципах конфликтологии и ее понятийном аппарате, а также изучат практические модели анализа конфликтов и технологии урегулирования конфликтов в странах Ближнего Востока и Восточной и Юго-Восточной Азии. Курс дает возможность студентам развить способности анализировать и интерпретировать конкретные конфликтные ситуации в сфере этнических, экономических, социальных конфликтов в странах Азии. В конце курса предполагается экзамен. Формы текущего контроля: эссе, доклад, работа на семинарах, тесты.
Цель освоения дисциплины
- Дисциплина дает представление о развитии классической конфликтологии и современных тенденциях конфликтологического знания. Дисциплина направлена на формирование у студентов представления о теоретических и прикладных возможностях конфликтологии в контексте изучения стран Востока.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные теоретические понятия, применяемые в ходе анализа социальных конфликтов, основные концепции анализа конфликтов, а также основные вехи формирования конфликтологии как науки.
- Cпособен проводить исследования значимых научных проблем в области конфликтологии на основе использования различных теоретико-методологических подходов анализа и технологий урегулирования конфликтов.
- Способен проводить исследования значимых научных проблем в области конфликтологии на основе использования различных теоретико-методологических подходов анализа и технологий урегулирования конфликтов.
- Готов к проведению прикладных и стандартных конфликтологических исследований, анализу и обобщению полученных результатов исследования применительно к исследуемым конфликтам стран изучаемого региона.
- Умеет применять методологический аппарат конфликтологии к реально существующим и развивающимся конфликтам в странах изучаемого региона.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Общетеоретические, философские подходы к анализу конфликта
- Тема 2. Методологические характеристики научного анализа конфликта. Система основных законов и категорий в методологии анализа конфликта
- Тема 3. Основные классические и современные тенденции в подходах к анализу конфликта
- Тема 4. Проблематика применимости западного конфликтологического аппарата к конфликтам в странах Ближнего и Дальнего Востока
- Тема 5. Проблемы междисциплинарного подхода к рассмотрению политических и социальных конфликтов на Ближнем и Дальнем Востоке
- Тема 6. Социологический подход к анализу социальных и политических конфликтов и его применимость к конфликтам в странах Ближнего Востока. Case-study
- Тема 7. Социологический подход к анализу социальных и политических конфликтов и его применимость к конфликтам в странах Дальнего Востока. Case-study
Элементы контроля
- ДокладТемы докладов на выбор предлагаются студентам на первой лекции. Доклад представляет собой заранее подготовленное устное выступление студента перед аудиторией (группой); он включает в себя помимо содержания, плана, целей, задач, фактологического материала и выводов также иллюстрации (схемы, карты, фотографии и т.п.), по возможности самостоятельные суждения студента. В презентации обязателен перечень источников и исследований, использованных при его подготовке. При подготовке доклада с мультимедийной презентацией студенту следует учесть следующие рекомендации: - Презентация является вспомогательным средством при публичном выступлении, то есть не следует переносить всю речь доклада на слайды; следует избегать мелкого шрифта и длинных предложений. - В начале доклада надо рассказать о его структуре (отдельный слайд с содержанием доклада), объяснить важность темы доклада, поставить исследовательский вопрос, в конце выступления – делаются выводы и представляются вопросы для возможной дискуссии; - Слайды презентации должны быть выполнены в едином стиле; - Во время выступления нельзя читать текст со слайдов или с листа, необходимо поддерживать зрительный контакт с аудиторией.
- Контрольные тестыПисьменный опрос студентов представляет собой прохождение теста по обязательной к семинарам литературе в системе SmartLMS.Тестирование проходит в день семинара или не позднее чем на следующий день после проведения семинара. Всем студентам предлагается один вариант теста по статье к семинару. Статьи сообщаются студентам не позднее, чем за неделю до семинарского занятия. Вопросы теста закрытые, с одним вариантом ответа.
- ЭссеЭссе представляет собой мини-рассуждение. В эссе обязательны собственные аргументированные рассуждения студентов, их видение проблематики и их собственное отношение. Эссе пишется в ходе курса. Темы эссе предлагаются студентам на первой лекции, последний срок сдачи эссе – не позднее, чем за неделю до периода сессии. Эссе должно быть написано с использованием дополнительной литературы. Студент может обратиться к преподавателю для рекомендации по литературе и/или за самими статьями.
- Работа на семинарахСтудент обязан добросовестно относиться к изучению материалов курса и уметь устно, в ходе семинарского занятия, пользоваться аргументацией из предлагаемой литературы и/или собственного научного опыта.
- ЭкзаменЭкзамен по дисциплине проводится устно в период сессии. В билет включается два вопроса. Время на подготовку – 30 минут. Студент может пользоваться конспектами или иными материалами в ходе подготовки, однако сдает преподавателю лист черновика подготовки к ответу.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0.2 * Контрольные тесты + 0.1 * Работа на семинарах + 0.3 * Доклад + 0.2 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- North, D. C., Weingast, B. R., & Wallis, J. J. (2009). Violence and Social Orders : A Conceptual Framework for Interpreting Recorded Human History. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=273785
Рекомендуемая дополнительная литература
- Здравомыслов, А. Г. Поле социологии в современном мире [Электронный ресурс] / А. Г. Здравомыслов; под общ. ред. Н. И. Лапина. - М.: Логос, 2010. – 408 с. - ISBN 978-5-98704-466-7.
- Лапин, Н. И. Социология. Хрестоматия в 2 т. Том 1 : учебное пособие для вузов / Н. И. Лапин, А. Г. Здравомыслов ; под общей редакцией Н. И. Лапина ; переводчик В. Г. Кузьминов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 434 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09593-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471292 (дата обращения: 28.08.2023).
- Лапин, Н. И. Социология. Хрестоматия в 2 т. Том 2 : учебное пособие для вузов / Н. И. Лапин, А. Г. Здравомыслов ; под общей редакцией Н. И. Лапина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 266 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09595-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471296 (дата обращения: 28.08.2023).