Магистратура
2022/2023
Возрастная психология образования
Статус:
Курс по выбору (Совместная магистратура НИУ ВШЭ и ЦПМ)
Направление:
01.04.01. Математика
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Факультет математики
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
92
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Нисская Анастасия Константиновна
Прогр. обучения:
Совместная магистратура НИУ ВШЭ и ЦПМ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Возрастная психология образования» – своего рода ликбез для начинающих и будущих учителей, которые уже овладели предметным содержанием, но еще плохо представляют, как настроить свою программу под конкретный возраст. Ведь те форматы уроков, заданий, стиль общения, которые интересны младшим школьникам, уже не «зацепят» подростков, а приемы для средних классов не будут работать в старших.
Цель освоения дисциплины
- Освоение основных теоретических позиций о закономерностях развития в онтогенезе и возрастной нормы развития.
- Возможность применения знаний о возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов
- Создание целостного видения развития человека в онтогенезе и понимание инструментов и средств применения этих знаний в практике образования на разных ступенях
Планируемые результаты обучения
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младенчества.
- анализирует социальную ситуацию развития в период младенчества и ее роль в психическом развитии ребенка
- Знание основных принципов и понятий психологии развития, ориентировка в периодизациях психического развития
- Присвоенные теоретические позиции о закономерностях развития в онтогенезе и представления о возрастной норме развития в младенчестве, раннем детстве, дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте, отрочестве, юности, молодости, зрелости и старости.
- Способность применять знания о возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов на разных ступенях образования.
- Целостное видение развития человека в онтогенезе и понимание инструментов и средств применения этих знаний в практике образования на разных ступенях.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в психологию развития и возрастную психологию
- Культурно-историческая психология образования: возрастной аспект
- Младенчество – вхождение в мир
- Раннее детство – от действия к мысли
- Дошкольное детство – игра и познавательная активность
- Младший школьник – учебная деятельность и умение учиться
- Подростковый возраст - общаться и/или учиться?
- Юность – жизненное и профессиональное самоопределение
- Молодость – обучение и вхождение в профессию
- Зрелость и старость: чему и как могут учиться взрослые?
Элементы контроля
- Письменный анализ документального фильма Т.Бельмеса "Малыши"Посмотреть фильм «Малыши» Чем сходны и чем отличается среды жизни детей? Чем сходны и чем отличаются социальные ситуации развития детей? Какие вы заметили новообразования и важные достижения в развитии младенцев? Как они связаны с особенностями среды и социальной ситуации развития? Оформить в виде эссе или развернутой таблицы, где в столбцах указаны страны, в которых происходят события, а в строках - вопросы задания. Отвечать развернуто, необходимы примеры. В задании важно продемонстрировать, что студентам ясны термины "Социальная ситуация развития", "новообразования", "ведущая деятельность", "психологический возраст"; что сформировано представление о закономерностях развития детской психики в период новорожденности и младенчества, усвоено представление о культурно-исторической природе детства
- Групповая работаАктивное участие в групповых (тренинговых) занятиях, выполнение заданий на занятиях, активное участие с подключенной камерой (или оф-лайн, в случае очных занятий)
- Прохождение онлайн-курсаПрохождение онлайн-курса, сдача итогового тестирования по курсу
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.25 * Групповая работа + 0.25 * Письменный анализ документального фильма Т.Бельмеса "Малыши" + 0.5 * Прохождение онлайн-курса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в психоанализ : Лекции, Фрейд, З., 2007
- Возрастная психология : учебник для вузов, Обухова, Л. Ф., 2010
- Возрастная психология : Учебник, Обухова, Л.Ф., 2004
- Детская психология : учебник для высш. пед. учеб. заведений, Смирнова, Е. О., 2010
- Детство и общество, Эриксон, Э., 2000
- Идентичность : юность и кризис, пер. с англ., общ. науч. ред. и предисл. А. В. Толстых, 344 с., Эриксон, Э., 1996
- История возрастной психологии: детская психология : Учеб. пособие для вузов, Веракса Н.Е., Веракса, А.Н., 2008
- Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений, Поливанова, К. Н., 2000
- Психология развития : учеб. пособие для вузов, Эльконин, Б. Д., 2001
- Психология развития : учеб. пособие для вузов, Эльконин, Б. Д., 2005
- Психология развития человека, Выготский, Л. С., 2003
- Психология развития человека, Выготский, Л. С., 2005
- Психология развития, Крайг, Г., 2011
- Психология, Выготский, Л. С., 2002
- Ребенок и семейная жизнь при старом порядке, Арьес, Ф., 1999
- Собрание сочинений : в шести томах, Т. 4, под ред. Д. Б. Эльконина, 443 с., Выготский, Л. С., 1984
- Собрание сочинений. Т.3: Проблемы развития психики, Выготский, Л. С., 1983
- Собрание сочинений. Т.4: Детская психология, Выготский, Л. С., 1984
Рекомендуемая дополнительная литература
- Антропология возраста : учеб. пособие, Бочаров, В. В., 2001
- Психология развития : учебник для вузов, Марцинковская, Т. Д., 2001
- Психология развития человека : развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов, Слободчиков, В. И., 2000
- Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке, Арьес, Ф., 1999