• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Экономика Европейского союза

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина призвана сформировать объемное представление о состоянии и развитии европейской интеграционной группировки и связать теоретические знания с практическим контекстом. Курс содержит как базовую информацию – характеристики единого европейского рынка, классификацию этапов становления экономической интеграции и направлений политики ЕС (торговая, экономическая, энергетическая, политика занятости и проч.), роль и место национальных экономик в Европейском союзе – так и анализ важнейших актуальных проблем, с которыми столкнулась европейская интеграция на современном этапе, их причин, возможных последствий и путей решения (направления дальнейшего реформирования интеграции).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов представление о предпосылках и целях экономической интеграции в Европе, ключевых направлениях и особенностях пути развития интеграционного блока;
  • обеспечить понимание роли единой Европы в мировой экономике, показать различия в экономических и производственных структурах отдельных европейских субрегионов и стран;
  • развить навыки самостоятельной работы у студентов с разнообразными источниками информации, в том числе с материалами научной отечественной и зарубежной литературы, статистическими базами, аналитическими отчетами, международными договорами и соглашениями, СМИ; научить выделять полезные и достоверные источники, уметь сопоставлять противоположные точки зрения, объяснять их через интересы различных стейкхолдеров (форма работы – дискуссии и дебаты на семинарах);
  • сформировать навыки коммуникации и научного анализа, в том числе в форме ведения научной/ экспертной дискуссии для дальнейшей работы в органах государственной власти и управления, бизнес-секторе или некоммерческих международных организациях, а также в научно-академической среде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует основные хозяйственные процессы в экономиках стран Европейского союза;
  • объясняет принципы функционирования ЕС как единого интеграционного блока и объясняет специфику регулирования отдельных отраслевых направлений развития экономики стран ЕС;
  • овладевает методом критического анализа научной и научно-популярной литературы, сопоставляет отличные/противоположные точки зрения, может идентифицировать за ними интересы разных стейкхолдеров;
  • овладевает навыками ведения научной дискуссии.
  • оценивает особенности ведения бизнеса, конкурентные преимущества и ограничения европейской экономической и социальной модели, место и роль ЕС в мировой экономике;
  • применяет полученные знания и навыки для сравнительного анализа с экономиками других стран и интеграционных объединений;
  • применяет теории экономической интеграции к сравнительному анализу процессов регионализации в Европе и мире, классифицирует формы экономической интеграции и характеризует этапы развития европейской интеграции;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Теории и формы экономической интеграции. Нормативно-правовая основа и ключевые этапы становления европейской интеграции
  • Тема 2. Институциональная структура ЕС. Проблемы и направления развития экономической и валютной интеграции
  • Тема 3. Особенности формирования и эволюция общего бюджета ЕС. Особенности регулирования проблем регионального неравенства
  • Тема 4. Конкурентоспособность интеграционного блока на глобальных рынках и новая промышленная политика ЕС
  • Тема 5. Секторальная структура экономик стран ЕС. Роль промышленности и агрокомплекса в экономике стран ЕС.
  • Тема 6. Формирование постиндустриального сектора экономик ЕС. Инновационное развитие, цифровая трансформация экономик стран ЕС и институциональная поддержка развития данных секторов хозяйства.
  • Тема 7. Вопросы устойчивого развития в странах ЕС. Энергетика, зеленая экономика, транспорт и туризм. Механизмы институциональной поддержки.
  • Тема 8. Внешнеэкономические связи ЕС: инвестиционная привлекательность и внешняя торговля. Общая торговая политика ЕС.
  • Тема 9. Социально-экономическая гетерогенность ЕС. Социальная и иммиграционная политика ЕС.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Дебаты
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на занятиях
    Работа на семинарах включает углубленное обсуждение сюжетов по пройденным лекционным материалам и дебаты по ключевым проблемам ЕС на выбор студентов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Оценка за курс определяется как средневзвешенная по приведенной ниже формуле и округляется до целого числа. Оитог = 0,3хОс + 0,3хОд + 0,4хОэ где Ос – оценка за работу на семинарах, Од – оценка по итогам дебатов, Оэ – оценка за устный экзамен.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Blanchet, T., Chancel, L., & Gethin, A. (2019). How Unequal is Europe? Evidence from Distributional National Accounts, 1980-2017. Https://Hal-Pjse.Archives-Ouvertes.Fr/Hal-02877000 ; 2019.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Европейский союз в мировом хозяйстве: проблемы конкурентоспособности, , 2020
  • Торговая политика Европейского Союза, Исаченко, Т. М., 2010

Авторы

  • Романова Екатерина Владимировна