• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Психология здоровья в профилактике и реабилитации

Статус: Курс по выбору (Позитивная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Позитивная психология
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса – ознакомить слушателей с основными моделями и методами психологии здоровья, применяющимися в профилактике и реабилитации людей с соматическими заболеваниями. Задачи курса: (а) дать представление о биопсихосоциальном подходе к здоровью и качестве жизни, связанном со здоровьем, обучить основам концептуализации случая в психологии здоровья и реабилитации, (б) дать обзор психологических моделей изменения поведения, связанного со здоровьем, в профилактике и лечебном процессе, (в) ознакомить с базовыми подходами, направленными на улучшение здоровья и элементами психологических интервенций (мотивационного интервью, когнитивной терапии, терапии принятия), (г) обучить основам планирования и критериям оценки социальных программ в психологии здоровья.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать основные представления о психологии здоровья и психологии реабилитации как областях науки и практики
  • Дать представление о роли ситуативных, когнитивных, эмоциональных и поведенческих факторов здоровья и болезни
  • Ознакомить с психологическими моделями и основами психологических интервенций по изменению поведения, связанного со здоровьем
  • Ознакомить с моделями отношения к болезни и лечению при соматических заболеваниях
  • Обучить основам планирования и критериям оценки социальных программ в психологии здоровья
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные концепции связи эмоций, стресса и копинг-стратегий со здоровьем человека. Указывает основные направления улучшения социальных сетей человека.
  • Называет предмет, объект и задачи психологии здоровья, проводит ее сопоставление с позитивной психологией и психологией реабилитации. Указывает основные положения международной классификации функционирования и биопсихосоциального подхода к здоровью и болезни.
  • Описывает основные варианты мотивационных моделей изменения поведения, связанного со здоровьем, моделей стадий и моделей саморегуляции. Сопоставляет их, приводит примеры.
  • Умеет применять базовые техники мотивационного интервью в работе по изменению поведения, описывает их возможности и ограничения.
  • Умеет применять базовые техники принятия, описывает их возможности и ограничения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Здоровье и качество жизни, связанное со здоровьем
  • Концептуализация случая в профилактике и реабилитации
  • Роль языка в описании здоровья и болезни
  • Эмоции и здоровье
  • Социальная поддержка и здоровье
  • Изменение поведения, связанного со здоровьем: психологические модели и методы интервенций
  • Модели стадий и модели саморегуляции в изменении поведения, связанного со здоровьем
  • Элементы мотивационного интервью и когнитивно-поведенческой терапии в изменении поведения, связанного со здоровьем
  • Психологическая помощь при соматических заболеваниях: мишени и методы
  • Психологические факторы приверженности медицинским рекомендациям
  • Разработка и оценка эффективности социальных программ в психологии здоровья
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Активность на семинарах
  • неблокирующий Проект социальной программы в психологии здоровья
    Студенты объединяются в минигруппы по 2-4 человека и выбирают интересующую их практическую задачу по улучшению здоровья в некоторой группе психологическими методами. В течение модуля они готовят проект собственной социальной программы, включающей (1) обоснование актуальности и сопоставление с другими существующими программами, (2) теоретическое обоснование модели, положенной в основу программы, (3) описание задачи, группы, мишеней, методов, (4) предложение критериев оценки эффективности и обсуждение возможностей реализации и дальнейшего длительного применения программы. Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале), исходя из следующих критериев: 1) полнота и обоснованность анализа источников по теме; 2) опора на теоретические модели психологии здоровья; 3) сопоставление с существующими программами в данной области; 4) оригинальность; 5) обсуждение возможностей реализации, оценки эффективности и дальнейшего развития программы.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзаменационная работа представляет собой письменный тест из 15 вопросов, в котором предполагается выбор одного правильного ответа из 4 предложенных вариантов. Использование любых вспомогательных средств при написании работы запрещается и приводит к аннулированию работы. На выполнение задания отводится 10 минут. Экзаменационный тест выполняется на последнем занятии курса либо в специально оговоренный день не позднее чем за 10 дней до начала сессии. Форма проведения экзамена - онлайн-тестирование в компьютерном классе с использованием онлайн форм либо в сервисе LMS.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Каждый из студентов опрашивает 5 человек (отобранных по определенным критериям, заданным преподавателем) по нескольким методикам, разобранным на занятиях. После этого создается единый (общий для всех студентов) файл с данными всех респондентов. Результаты, отображенные в сводной таблице, обсуждаются группой на одном из семинарских занятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Активность на семинарах + 0.2 * Домашнее задание + 0.1 * Проект социальной программы в психологии здоровья + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Health psychology, Taylor, S. E., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Handbook of psychology. Vol.9: Health psychology, , 2013
  • Viswanath, K., Rimer, B. K., & Glanz, K. (2015). Health Behavior : Theory, Research, and Practice (Vol. Fifth edition). San Francisco, CA: Jossey-Bass. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1021677
  • Когнитивная терапия депрессии, Бек, А. Т., 2003