Магистратура
2022/2023
Психология здоровья в профилактике и реабилитации
Статус:
Курс по выбору (Позитивная психология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Рассказова Елена Игоревна
Прогр. обучения:
Позитивная психология
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Цель курса – ознакомить слушателей с основными моделями и методами психологии здоровья, применяющимися в профилактике и реабилитации людей с соматическими заболеваниями. Задачи курса: (а) дать представление о биопсихосоциальном подходе к здоровью и качестве жизни, связанном со здоровьем, обучить основам концептуализации случая в психологии здоровья и реабилитации, (б) дать обзор психологических моделей изменения поведения, связанного со здоровьем, в профилактике и лечебном процессе, (в) ознакомить с базовыми подходами, направленными на улучшение здоровья и элементами психологических интервенций (мотивационного интервью, когнитивной терапии, терапии принятия), (г) обучить основам планирования и критериям оценки социальных программ в психологии здоровья.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать основные представления о психологии здоровья и психологии реабилитации как областях науки и практики
- Дать представление о роли ситуативных, когнитивных, эмоциональных и поведенческих факторов здоровья и болезни
- Ознакомить с психологическими моделями и основами психологических интервенций по изменению поведения, связанного со здоровьем
- Ознакомить с моделями отношения к болезни и лечению при соматических заболеваниях
- Обучить основам планирования и критериям оценки социальных программ в психологии здоровья
Планируемые результаты обучения
- Знает основные концепции связи эмоций, стресса и копинг-стратегий со здоровьем человека. Указывает основные направления улучшения социальных сетей человека.
- Называет предмет, объект и задачи психологии здоровья, проводит ее сопоставление с позитивной психологией и психологией реабилитации. Указывает основные положения международной классификации функционирования и биопсихосоциального подхода к здоровью и болезни.
- Описывает основные варианты мотивационных моделей изменения поведения, связанного со здоровьем, моделей стадий и моделей саморегуляции. Сопоставляет их, приводит примеры.
- Умеет применять базовые техники мотивационного интервью в работе по изменению поведения, описывает их возможности и ограничения.
- Умеет применять базовые техники принятия, описывает их возможности и ограничения.
Содержание учебной дисциплины
- Здоровье и качество жизни, связанное со здоровьем
- Концептуализация случая в профилактике и реабилитации
- Роль языка в описании здоровья и болезни
- Эмоции и здоровье
- Социальная поддержка и здоровье
- Изменение поведения, связанного со здоровьем: психологические модели и методы интервенций
- Модели стадий и модели саморегуляции в изменении поведения, связанного со здоровьем
- Элементы мотивационного интервью и когнитивно-поведенческой терапии в изменении поведения, связанного со здоровьем
- Психологическая помощь при соматических заболеваниях: мишени и методы
- Психологические факторы приверженности медицинским рекомендациям
- Разработка и оценка эффективности социальных программ в психологии здоровья
Элементы контроля
- Активность на семинарахАктивность на семинарах
- Проект социальной программы в психологии здоровьяСтуденты объединяются в минигруппы по 2-4 человека и выбирают интересующую их практическую задачу по улучшению здоровья в некоторой группе психологическими методами. В течение модуля они готовят проект собственной социальной программы, включающей (1) обоснование актуальности и сопоставление с другими существующими программами, (2) теоретическое обоснование модели, положенной в основу программы, (3) описание задачи, группы, мишеней, методов, (4) предложение критериев оценки эффективности и обсуждение возможностей реализации и дальнейшего длительного применения программы. Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале), исходя из следующих критериев: 1) полнота и обоснованность анализа источников по теме; 2) опора на теоретические модели психологии здоровья; 3) сопоставление с существующими программами в данной области; 4) оригинальность; 5) обсуждение возможностей реализации, оценки эффективности и дальнейшего развития программы.
- ЭкзаменЭкзаменационная работа представляет собой письменный тест из 15 вопросов, в котором предполагается выбор одного правильного ответа из 4 предложенных вариантов. Использование любых вспомогательных средств при написании работы запрещается и приводит к аннулированию работы. На выполнение задания отводится 10 минут. Экзаменационный тест выполняется на последнем занятии курса либо в специально оговоренный день не позднее чем за 10 дней до начала сессии. Форма проведения экзамена - онлайн-тестирование в компьютерном классе с использованием онлайн форм либо в сервисе LMS.
- Домашнее заданиеКаждый из студентов опрашивает 5 человек (отобранных по определенным критериям, заданным преподавателем) по нескольким методикам, разобранным на занятиях. После этого создается единый (общий для всех студентов) файл с данными всех респондентов. Результаты, отображенные в сводной таблице, обсуждаются группой на одном из семинарских занятий.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.3 * Активность на семинарах + 0.2 * Домашнее задание + 0.1 * Проект социальной программы в психологии здоровья + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Health psychology, Taylor, S. E., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Handbook of psychology. Vol.9: Health psychology, , 2013
- Viswanath, K., Rimer, B. K., & Glanz, K. (2015). Health Behavior : Theory, Research, and Practice (Vol. Fifth edition). San Francisco, CA: Jossey-Bass. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1021677
- Когнитивная терапия депрессии, Бек, А. Т., 2003