• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Коран как основополагающий религиозный текст культуры

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Язык и литература Ирана)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 5-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 10
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Коган Леонид Ефимович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках настоящего курса студенты-иранисты, уже обладающие существенным объемом знаний в персидском и арабском языке и ряде теоретических дисциплин, связанных с ближневосточной цивилизацией, знакомятся с языком и содержанием Корана – основополагающего текста мусульманской религии, значение которого для понимания культуры исламского Ирана невозможно переоценить.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Ознакомление с языковой спецификой Корана в сравнении с классическим и современным литературным арабским языком
  • • Формирование устойчивых представлений о жанрово-типологической специфике различных коранических текстов
  • • обучение практическим навыкам чтения Корана (нарративные, «поэтические», правовые тексты).
  • • Формирование представления о Коране как источнике сведений об арабо-иранских связях в языковой, литературной и религиозной сферах
  • • Умение анализировать иранские заимствования в Коране и использовать их как источник сведений о персидской этимологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с кораническими текстами, посвященными различным законодательным (брак, развод, наследство, делёж военной добычи и др.) и культовым (диетарные нормы, личная гигиена и др.) проблемам.
  • Знакомство с культурно-историческим контекстом Корана; знание важнейших современных пособий по языку Корана и умение пользоваться ими; представления о трудностях перевода Корана на другие языки, умение пользоваться наиболее надежными современными переводами Корана.
  • Знакомство с текстами «Священной истории Корана» (ветхозаветные и новозаветные сюжеты; сюжеты из доисламской истории арабов).
  • Ознакомление слушателей с типологией коранических текстов; формирование представлений о коранической редакции «Священной истории» Ветхого и Нового Завета: знакомство с ключевыми правовыми нормами и культово-ритуальными предписаниями, содержащимися в Коране.
  • углубленное знакомство (в том числе, знание наизусть) 12–15 «поэтических» сур Корана; формирование представлений о коранической эсхатологии и ее отражении в текстах.
  • Умение отождествлять и анализировать иранские заимствования в Коране, сопоставлять их с новоперсидскими рефлексами соответствующих терминов; развитие у студентов базовых представлений о роли коранических мотивов в классической персидской литературе.
  • Умение переводить кораническую лексику исходя из специфических значений, присущей ей в этом корпусе; умение отождествлять иноязычные заимствования; базовые навыки этимологического анализа иранских заимствований в арабском языке Корана.
  • Умение читать коранический текст в оригинальной (ненормализованной) орфографии; cпособность анализировать морфологические и синтаксические феномены коранического арабского в сравнении с современным литературным арабским.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. Коран: язык, литература, религия. Тема 1. Общие сведения о Коране.
  • Тема 2. Особенности арабского языка Корана: орфография, фонология, морфология, синтаксис.
  • Тема 3. Специфика коранической лексики.
  • Тема 4. Жанрово-типологическая характеристика коранических текстов.
  • Тема 5. Коран как источник сведений об арабо-иранских связях.
  • Блок 2. Чтение коранических текстов. Тема 6. Нарративные фрагменты.
  • Тема 7. «Поэтические» суры.
  • Тема 8. Отрывки из текстов правового и культового характера
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий самостоятельная работа студента (домашние задания и экспресс-контрольные работы)
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    контрольные работы * 0.25 + самостоятельная работа студента (домашние задания и экспресс-контрольные работы) * 0.25 + экзамен * 0.5
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.5 * экзамен + 0.25 * самостоятельная работа студента (домашние задания и экспресс-контрольные работы) + 0.25 * контрольные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Haleem, H. B. (2008). A Concise Dictionary of Koranic Arabic * BY ARNE A. AMBROS and STEPHAN PROCHAZKA * The Nouns of Koranic Arabic Arranged by Topics: A Companion Volume to the “Concise Dictionary of Koranic Arabic” * BY ARNE A. AMBROS and STEPHAN PROCHAZKA. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3684168C
  • Reynolds, G. S. (2011). New Perspectives on the Qur’an : The Qur’an in Its Historical Context 2. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=451152
  • Rippin, A. (2006). The Blackwell Companion to the Qur’an. Malden, Mass: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=209528
  • Rippin, A., & Mojaddedi, J. A. (2017). The Wiley Blackwell Companion to the Qur’an (Vol. Second edition). Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1486737

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Arthur Jeffery. (2009). The Foreign Vocabulary of the Quran. Piscataway: Gorgias Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2262666