Бакалавриат
2022/2023
Научно-исследовательский семинар "Экспериментальная семантика"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Семинар посвящен различным вопросам, связанным с экспериментальной семантикой и прагматикой и их взаимодействием с синтаксисом и просодией. Студенты узнают, как проводить свои собственные эксперименты и интерпретировать результаты. Несколько возможных направлений для проектов включают
экспериментальное изучение полисемии (восприятие и обработка различных типов значений у многозначных слов),
восприятие полисемии (в стихах и в прозе),
восприятие и порождение просодии в информационной структуре высказывания (взаимодействие синтаксических и просодических факторов),
разрешение неоднозначности сфер действия (взаимодействие семантики, прагматики и просодии),
прагматические факторы в языке СМИ (например, восприятие кликбейта и честных заголовков).
Студенты освоят основы экспериментального дизайна (подготовка стимулов для решения различных исследовательских вопросов, использование онлайн-платформ для проведения экспериментов, проведение статистического анализа).
Цель освоения дисциплины
- Подготовка выпускной квалификационной работы бакалавриата по экспериментальной и теоретической лингвистике
- Дальнейшее изучение дисциплин образовательных программ магистратур по лингвистике и когнитивным наукам.
Планируемые результаты обучения
- знать: • основные задачи экспериментальной семантики и прагматики; • основные экспериментальные методы ее изучения; • основные инструменты создания психолингвистических экспериментов.
- владеть: • научным и практическим аппаратом экспериментальной семантики и прагматики; • навыками создания экспериментов на PsychoPy, Ibex Farm, гугл-формах и иных платформах; • основными методами статистической обработки данных
- уметь: • ставить исследовательские задачи в области экспериментальной семантики и прагматики; • проводить поведенческие онлайн-эксперименты с последующей обработкой и интерпретацией полученных данных; • подбирать и анализировать релевантную литературу по теме.
Содержание учебной дисциплины
- Экспериментальная семантика.
- Экспериментальная прагматика
- Информационная структура предложения.
- Экспериментальные методы и конструкторы экспериментов.
- Статистические методы и инструменты.
Элементы контроля
- Разбор и обсуждение исследовательской статьи
- Активность на семинарах, оценка проектов других студентов, задания по созданию стимулов на семинарах
- Проектная деятельность на семинареДемонстрация гипотез, стимульного материала и формата эксперимента в начале второго модуля
- Защита проектаДемонстрация сконструированного эксперимента и статистического анализа полученных данных в конце второго модуля. Экзамен проходит в форме презентации коллективного экспериментального проекта. Должен также быть представлен репозиторий с данными: гипотезы, стимулы, дизайн эксперимента, полученные данные, интерпретация результатов. Примеры проектов: ● обработка просодической, семантической и просодической информации при разрешении неоднозначности сферы действия отрицания ● обработка высказываний с просодически и прагматически согласованной информацией vs. с просодически и прагматически рассогласованной - что сильнее влияет на нас - информационная структура конкретного высказывания или знания о мире? Ср. Я не ЕЛА весь день или с эмфазой Я не ЕЛА ВЕСЬ ДЕНЬ (‘нисколько’ и по прагматике, и по просодии) vs. Я не ела ВЕСЬ день (‘нисколько’ по прагматике, ‘только часть’ по просодии); Я не хочу говорить со всеми этими ИДИОТАМИ (‘ни с кем’ и по прагматике, и по просодии) vs. Я не хочу говорить со ВСЕМИ этими идиотами (‘ни с кем’ по прагматике, ‘только с частью’ по просодии) ● обработка разных типов метафоры и метонимии у разных частей речи (варианты) ● корзины с глаголами и прилагательными (по имеющимся материалам метафоры и бличинга), корзины с существительными (метафора, бличинг - На улице наступил полный мрак - Эти события исчезли во мраке времен - Обстановка на работе полный мрак; морская бездна - Между нами пролегла бездна - У меня бездна дел и пр.) ● обработка полисемии у слов с разным количеством значений ● проверка гипотез из других исследований - сильно многозначные слова обрабатываются быстрее, чем слабо многозначные
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.2 * Разбор и обсуждение исследовательской статьи + 0.2 * Защита проекта + 0.2 * Активность на семинарах, оценка проектов других студентов, задания по созданию стимулов на семинарах + 0.4 * Проектная деятельность на семинаре
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Избранные труды. Т.1: Лексическая семантика : синонимические средства языка, Апресян, Ю. Д., 1995
Рекомендуемая дополнительная литература
- The Functional Semantics of Oral Speech Discourse Markers: Dynamic Aspect ; Функциональная семантика дискурсивных маркеров устной речи: динамический аспект. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5CC4A8EB