• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Психология стресса в профессиональной деятельности журналиста

Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Журналисты – представители одной из немногих профессий, долг которых заставляет не избегать опасностей, а бежать им навстречу, вопреки инстинкту самосохранения. С психологической точки зрения журналист оказывается одновременно на трех позициях: 1) свидетеля или даже участника трагического события; 2) того, кто активно взаимодействует с пострадавшими, будь то раненые во время катастрофы, страдающие от смертельных болезней или члены их семей; 3) «посредника», медиатора, который должен не только воспринять и запомнить, но и суметь передать информацию, донести свой рассказ о происшествии или явлении до широкой общественности. Советы по поводу того, как вести себя в экстремальных условиях и уцелеть в «горячей точке» описаны, в основном, опытными репортерами и операторами. Такой обмен опытом, несомненно, ценен, однако немаловажно, чтобы к этой работе подключились и профессиональные психологи. Ведь травматическому воздействию подвергаются не только военные корреспонденты. Катастрофы и конфликты составляют центральную часть новостей, и можно с уверенностью сказать, что любой журналист рано или поздно столкнется с необходимостью выезда на место какой-либо трагедии и будет беседовать с пострадавшими или их родственниками, пребывающими в состоянии шока или острого горя. При этом в большинстве случаев никакой психологической подготовки к тому, что можно увидеть на таком задании, и как при этом вести себя, не проводится, приходится полагаться на метод проб и ошибок и собственную интуицию... Однако даже жизненный опыт и благие намерения далеко не всегда гарантируют деликатное и успешное общение с пострадавшими, иногда тут не помешают специальные знания, так же, как и в оценке собственных психологических реакций и реакций коллег. Дополнительные знания в области психологии травмы способствуют более глубокому пониманию психологических реакций на травму, возникающих как у самих репортеров, так и у других людей, с которыми они взаимодействуют при освещении трагических событий. Современные журналисты постепенно приходят к выводу, что в наше время без элементарных знаний о психологии стресса и травмы репортерам в профессиональной деятельности не обойтись.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить базовые знания в области психологии стресса и травмы, применимые в практической работе журналиста.
  • Повысить качество журналистского освещения экстремальных и стрессовых ситуаций.
  • Развить навыки само- и взаимопомощи в области совладания с профессиональным стрессом и профилактики эмоционального выгорания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Квалифицированно решает этические задачи журналиста в сфере освещения трагедий, конфликтов, катастроф и других стрессогенных ситуаций.
  • Ознакомлен с понятиями «острый стресс», «психологическая травма», «посттравматическое стрессовое расстройство», понимает психологические реакции человека на стресс и травму, применяет эти знания в своей журналистской работе.
  • Понимает психологические риски профессии журналиста при освещении экстремальных и стрессовых ситуаций, умеет распознавать и минимизировать эти риски у себя и коллег.
  • Владеет навыками само- и взаимопомощи в сфересовладания со стрессом и профилактики профессионального выгорания.
  • Знает, как журналисту психологически грамотно взаимодействовать с человеком, пострадавшим в экстремальной или стрессовой ситуации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в психологию стресса и травмы для журналистов.
  • Тема 2. Что такое психологическая травма.
  • Тема 3. Журналистская работа с пострадавшими.
  • Тема 4. Особенности создания репортажей о травмирующих ситуациях. Специфика отдельных травмирующих ситуаций.
  • Тема 5. Стресс в работе журналиста.
  • Тема 6. Профилактика профессионального выгорания у журналистов.
  • Тема 7. Повышение качества журналистского освещения экстремальных ситуаций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Включенность в работу
  • неблокирующий Финальное эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.3 * Финальное эссе + 0.5 * Включенность в работу + 0.2 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Олешко, В. Ф.  Психология журналистики : учебник и практикум для вузов / В. Ф. Олешко. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 351 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00613-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450427 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934

Авторы

  • Кравцова Ольга Александровна