Бакалавриат
2022/2023
Правовое регулирование медиа
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Денисова Алена Сергеевна,
Дубровина Мария Александровна,
Павленко Валентина Юрьевна,
Федотов Михаил Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Правовое регулирование медиа» направлен на формирование понимания основ законодательства в области медиа. В результате освоения курса студенты узнают об основных источниках медиаправа; базовых принципах регулирования СМИ и новых медиа в России; правовых основах редакционной деятельности; об объёме прав и обязанностей субъектов массово-информационных отношений; об ограничениях в распространении массовой информации, согласно нормам российского информационного права. Студенты научатся применять источники массово-информационного права в своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами права; использовать и защищать профессиональные права в интересах обеспечения граждан необходимой информацией и успешной бесперебойной работы медиа. Курс нацелен на развитие общей правовой культуры студентов; на овладение студентами необходимыми навыками чтения и анализа основных источников информационного права, судебных решений. Студенты приобретут опыт идентификации типичных нарушений, которые возникают в ходе профессиональной редакционной деятельности и деятельности медиакомпаний.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать понимание роли права в демократическом обществе
- Дать представление об основах законодательства в области медиа в России
- Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний в творческой работе, защите своих профессиональных прав в интересах свободы выражения мнений, свободы творчества и развития массовой культуры
Планируемые результаты обучения
- Классифицирует виды запрещенной к распространению рекламы в РФ
- Классифицирует и интерпретирует возможные случаи свободного использования произведений в деятельности журналиста
- Классифицирует посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию в зависимости от вида правовой ответственности
- Классифицирует права и обязанности журналиста
- Классифицирует права, возникающие у автора, в соответствии с положениями Части Четвертой Гражданского кодекса РФ
- Называет гарантии неприкосновенности частной жизни, предусмотренные российским законодательством
- Называет критерии охраноспособности произведений в контексте авторского права
- Называет основные требования и ограничения к рекламе в медиа, в соответствии с ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
- Называет различия в правовых статусах зарегистрированных в установленном законом порядке СМИ и новых медиа
- Отличает право на опровержение от права на ответ
- Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
- Различает и определяет виды ответственности за нарушение прав автора в конкретном кейсе
- Решает кейсы, связанные с правом на частную жизнь третьих лиц в контексте профессиональной деятельности журналиста
- Трактует понятия "факт", "оценочное суждение", "фейк" в контексте международных стандартов и национального законодательства
Содержание учебной дисциплины
- Источники медиаправа
- Организация деятельности редакции
- Защита чести, достоинства и деловой репутации
- Неприкосновенность частной жизни
- Интеллектуальная собственность
- Правовое регулирование рекламы
Элементы контроля
- Письменный экзаменКоличество заданий в тесте может подлежать изменениям на усмотрение преподавателя в соответствии с объемом пройденного материала по дисциплине.
- Тесты по итогам лекций
- Активность на семинарахРешение кейсов, выполнение упражнений в классе и домашних заданий.
- Промежуточное тестовое задание
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.2 * Промежуточное тестовое задание + 0.2 * Активность на семинарах + 0.5 * Письменный экзамен + 0.1 * Тесты по итогам лекций
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2017
- Рассолов И.М. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 347с. - ISBN: 978-5-534-04348-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-412656
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бачило, И. Л. Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468354 (дата обращения: 28.08.2023).
- Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 497 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10593-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451031 (дата обращения: 28.08.2023).