• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Правовое регулирование медиа

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Правовое регулирование медиа» направлен на формирование понимания основ законодательства в области медиа. В результате освоения курса студенты узнают об основных источниках медиаправа; базовых принципах регулирования СМИ и новых медиа в России; правовых основах редакционной деятельности; об объёме прав и обязанностей субъектов массово-информационных отношений; об ограничениях в распространении массовой информации, согласно нормам российского информационного права. Студенты научатся применять источники массово-информационного права в своей профессиональной деятельности; осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами права; использовать и защищать профессиональные права в интересах обеспечения граждан необходимой информацией и успешной бесперебойной работы медиа. Курс нацелен на развитие общей правовой культуры студентов; на овладение студентами необходимыми навыками чтения и анализа основных источников информационного права, судебных решений. Студенты приобретут опыт идентификации типичных нарушений, которые возникают в ходе профессиональной редакционной деятельности и деятельности медиакомпаний.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание роли права в демократическом обществе
  • Дать представление об основах законодательства в области медиа в России
  • Обучить применению полученных в ходе курса правовых знаний в творческой работе, защите своих профессиональных прав в интересах свободы выражения мнений, свободы творчества и развития массовой культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Классифицирует виды запрещенной к распространению рекламы в РФ
  • Классифицирует и интерпретирует возможные случаи свободного использования произведений в деятельности журналиста
  • Классифицирует посягательства на честь, достоинство и деловую репутацию в зависимости от вида правовой ответственности
  • Классифицирует права и обязанности журналиста
  • Классифицирует права, возникающие у автора, в соответствии с положениями Части Четвертой Гражданского кодекса РФ
  • Называет гарантии неприкосновенности частной жизни, предусмотренные российским законодательством
  • Называет критерии охраноспособности произведений в контексте авторского права
  • Называет основные требования и ограничения к рекламе в медиа, в соответствии с ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"
  • Называет различия в правовых статусах зарегистрированных в установленном законом порядке СМИ и новых медиа
  • Отличает право на опровержение от права на ответ
  • Перечисляет основные источники медиаправа на международном и национальном уровнях
  • Различает и определяет виды ответственности за нарушение прав автора в конкретном кейсе
  • Решает кейсы, связанные с правом на частную жизнь третьих лиц в контексте профессиональной деятельности журналиста
  • Трактует понятия "факт", "оценочное суждение", "фейк" в контексте международных стандартов и национального законодательства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Источники медиаправа
  • Организация деятельности редакции
  • Защита чести, достоинства и деловой репутации
  • Неприкосновенность частной жизни
  • Интеллектуальная собственность
  • Правовое регулирование рекламы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменный экзамен
    Количество заданий в тесте может подлежать изменениям на усмотрение преподавателя в соответствии с объемом пройденного материала по дисциплине.
  • неблокирующий Тесты по итогам лекций
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Решение кейсов, выполнение упражнений в классе и домашних заданий.
  • неблокирующий Промежуточное тестовое задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Промежуточное тестовое задание + 0.2 * Активность на семинарах + 0.5 * Письменный экзамен + 0.1 * Тесты по итогам лекций
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2017
  • Рассолов И.М. - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 347с. - ISBN: 978-5-534-04348-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnoe-pravo-412656

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бачило, И. Л.  Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468354 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Информационное право : учебник для вузов / М. А. Федотов [и др.] ; под редакцией М. А. Федотова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 497 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10593-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451031 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Денисова Алена -
  • Федотов Михаил Александрович
  • Дубровина Мария Александровна
  • Павленко Валентина Юрьевна