• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Основы русского жестового языка"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса - овладение студентами базовым уровнем владения русского жестового языка, формирование у них умений и практических навыков анализа видеозаписей на русском жестовом языке; ознакомление студентов с лингвистическими структурами русского жестового языка, а также с существующими инструментами его исследования и изучения – словарями, корпусами, компьютерными программными обеспечениями; уяснение места жестовых языков в мировой лингвистике; ознакомление студентов с культурой глухих и с особенностями глухого сообщества; установление связей с обществом глухих.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: системы морфологических и синтаксических правил русского жестового языка; лексику в объёме, необходимом для реализации компетенций лингвиста-бакалавра. Уметь: практически применять теоретические знания грамматики и лексики, т.е. умения распознавать грамматические формы при переводе и воспроизводить их в активной практике в ходе коммуникации на русском жестовом языке; применять полученные знания и навыки в собственной научно-исследовательской деятельности; пользоваться различными словарями и корпусами РЖЯ работать с аутентичными видеозаписями на РЖЯ общегуманитарного содержания и/или профильного характера (лингвистического, публицистического), включая возможность его анализа, аннотирования и реферирования; переводить бытовые сообщения как с РЖЯ на русский, так и с русского на РЖЯ; навыков коммуникации на РЖЯ на темы бытового характера. участвовать в последовательной реализации индивидуального или коллективного проекта на РЖЯ. Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору (научно-исследовательский семинар). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: лингвистическая типология, социолингвистика, языки мира, фонетика и фонология, морфология, синтаксис, семантика, дискурс, языковые контакты, вариационная социолингвистика, язык и политика, иностранные языки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет этикетными жестовыми знаками, знает жестовые имена
  • знает обозначения диких и домашних животных
  • Имеет представление о сущности жестового языка, самосознании глухих, о функционировании жестовых языков и их диалектах, о месте РЖЯ среди жестовых языков
  • Умеет выражать количество, обозначать вес, возраст на РЖЯ
  • умеет обозначать продукты питания, описывать рецепт и покупку продуктов на РЖЯ
  • Умеет обозначать термины родства и говорить о рождении и смерти на РЖЯ
  • Умеет обозначать цвета и оттенки на РЖЯ
  • умеет описывать дом, комнаты, положение предметов в пространстве, сообщать о ремонте, новоселье, описывать квартиру.
  • умеет сообщать о спорте на РЖЯ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводные замечания о русском жестовом языке и культуре глухих
  • Лексика базовой коммуникации
  • Семья
  • Цвета
  • Цифры
  • Дом
  • Животные
  • Спорт
  • Продукты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.25 * Коллоквиум + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мандель, Б. Р. Современный русский язык: лексика, словообразование, морфология [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / Б. Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 374 с. - ISBN 978-5-9558-0300-5 (Вузовский учебник), 978-5-16-006528-1 (ИНФРА-М). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/403676

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Синтаксис современного русского языка: Учебное пособие / М.Ю. Федосюк. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 245 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-004872-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/303968

Авторы

  • Комарова Анна Анатольевна
  • Ахапкина Яна Эмильевна