• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Основы русского жестового языка"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса - овладение студентами базовым уровнем владения русского жестового языка, формирование у них умений и практических навыков анализа видеозаписей на русском жестовом языке; ознакомление студентов с лингвистическими структурами русского жестового языка, а также с существующими инструментами его исследования и изучения – словарями, корпусами, компьютерными программными обеспечениями; уяснение места жестовых языков в мировой лингвистике; ознакомление студентов с культурой глухих и с особенностями глухого сообщества; установление связей с обществом глухих.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: системы морфологических и синтаксических правил русского жестового языка; лексику в объёме, необходимом для реализации компетенций лингвиста-бакалавра. Уметь: практически применять теоретические знания грамматики и лексики, т.е. умения распознавать грамматические формы при переводе и воспроизводить их в активной практике в ходе коммуникации на русском жестовом языке; применять полученные знания и навыки в собственной научно-исследовательской деятельности; пользоваться различными словарями и корпусами РЖЯ работать с аутентичными видеозаписями на РЖЯ общегуманитарного содержания и/или профильного характера (лингвистического, публицистического), включая возможность его анализа, аннотирования и реферирования; переводить бытовые сообщения как с РЖЯ на русский, так и с русского на РЖЯ; навыков коммуникации на РЖЯ на темы бытового характера. участвовать в последовательной реализации индивидуального или коллективного проекта на РЖЯ. Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору (научно-исследовательский семинар). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: лингвистическая типология, социолингвистика, языки мира, фонетика и фонология, морфология, синтаксис, семантика, дискурс, языковые контакты, вариационная социолингвистика, язык и политика, иностранные языки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • умеет обозначать улицы, дома, магазины и другие учреждения города, умеет сообщать городские ориентиры
  • знает обозначения времени и даты рождения.
  • знает обозначения транспорта, умеет описать передвижение на транспорте, передать на РЖЯ названия остановок и станций, вести диалог о покупке билета
  • знает пространственные обозначения, умеет описывать план местности
  • умеет обозначать времена года, месяцы, температуру, осадки, сообщать о климате.
  • умеет обозначать материки и страны, города, описывать поездки за границу
  • умеет обозначать предметы одежды, обувь, описывать сбор в путешествие, описывать внешний вид человека.
  • умеет обозначать электронные кухонные приборы, телевизор, компьютер и пр. Умеет описывать поломку и ремонт бытовой техники.
  • умеет обозначать эмоции на РЖЯ
  • умеет передать содержание увиденного как связный текст на РЖЯ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Одежда, обувь
  • Бытовая техника
  • Погода
  • Страны, города
  • Лингвистика пространства
  • Фольклор
  • Город
  • Время
  • Транспорт
  • Чувства и эмоции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.25 * Коллоквиум + 0.25 * Самостоятельная работа + 0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мандель, Б. Р. Современный русский язык: лексика, словообразование, морфология [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / Б. Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 374 с. - ISBN 978-5-9558-0300-5 (Вузовский учебник), 978-5-16-006528-1 (ИНФРА-М). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/403676

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Синтаксис современного русского языка: Учебное пособие / М.Ю. Федосюк. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 245 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-004872-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/303968

Авторы

  • Комарова Анна Анатольевна
  • Ахапкина Яна Эмильевна