Бакалавриат
2022/2023
История восточных цивилизаций
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Архипов Илья Сергеевич,
Волчкова Елизавета Витальевна,
Долин Александр Аркадьевич,
Карнеев Андрей Ниязович,
Лебедева Ирина Алексеевна,
Муравьев Алексей Владимирович,
Пак Анна Эдуардовна,
Пархимович Вячеслав Леонтьевич,
Рогожина Анна Алексеевна,
Солодкова Ольга Леонидовна,
Харина Ольга Александровна,
Чеснокова Наталия Алексеевна
Язык:
русский
Кредиты:
9
Контактные часы:
112
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе истории восточных цивилизаций стран основное внимание уделяется рассмотрению как наиболее общих черт, так и особенностей цивилизационного развития стран Востока. Специфика исторического развития накладывала свой отпечаток на социальную и политическую структуру восточных обществ. Студенты получают возможность ознакомиться с различными точками зрения современных ученых на развитие исторического процесса в странах Востока с древнейших времен и до наших дней.
Цель освоения дисциплины
- Задачей курса является приобретение студентами базовых знаний по истории Востока от древности до современности. Отдельное внимание уделяется анализу исторического процесса для стран Востока в целом, а также тем особенностям и специфическим чертам, которые характерны для отдельных стран.
- Углубить теоретические знания студентов о роли восточных цивилизаций в развитии мира;
- Дать базовую информацию по основным характеристикам цивилизационного развития стран Востока;
- Изучить историю социально-политического развития стран Востока.
- Ознакомиться с основной литературой по теме.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует значение буддизма и неоконфуцианства в складывании корейской государственности.
- Анализирует особенности развития Британской Индии и особенности колониальной системы в Южной Азии
- Выстраивает связь между арабским пробуждением и экспансией. Распознает типологическую связь между арабским и тюркским пробуждениями.
- Выявляет связь между особенностями развития народов Юго-Восточной Азии, их менталитетом и картиной мира в современный период
- Датирует и локализует реалии и персоналии эпохи Древнего и Среднего Царства. Описывает отношения Египта с другими странами.
- Датирует основные события корейской истории.
- Демонстрирует понимание регионального взаимодействия на Ближнем Востоке в Новое время.
- Классифицирует и понимет, какие результаты принесло первое знакомство японцев с европейцами
- Называет и характеризует основные письменные памятники эпохи Нара.
- Называет основные археологические периоды. Называет основные памятники неолита на Ближнем Востоке, объясняет, когда был открыт памятник, где он находится и к какому периоду относится, какие именно находки сделаны археологами
- Называет основные виды классификации народов Индии: географическая; антропологическая; лингвистическая; особенности развития религиозной мысли и хозяйственного развития.
- Называет основные причины "реставрации Мэйдзи"; описывает процессы вестернизации и модернизации японского общества.
- Называет основные события в истории Кореи в первой половине XX века.
- Называет периоды в истории Древней Месопотамии; называет принципы социального устройства древней Месопотамии; описывает правовые принципы, положенные в основу законов Хаммурапи.
- Объясняет особенности формирования двух независимых государств (КНДР и РК) на Корейском полуострове.
- Объясняет, в чем отличия режима сегуната от императорского правления
- Описывает исторические процессы периода
- Описывает исторические процессы, шедшие в маньчжурской империи Цин. Локализует и датирует основных политических деятелей и реалии маньчжурской империи Цин.
- Описывает культурно-религиозную и социально-экономическую специфику макро-региона.
- Описывает основные культурные достижения эпохи Хэйан.
- Описывает основные тенденции в формировании древнекитайской государственности.
- Описывает основные черты социального устройства Китая в эпоху империи Мин.
- Описывает предысторию, причины и последствия советско-китайского конфликта
- Описывает процессы изменений Китая эпохи реформ и открытости
- Описывает, как складывался этнический состав японской нации. Увязывает культурное развитие японского общества с распространением буддизма.
- Перечисляет основные этапы борьбы за объединение Японии в конце 16-нач. 17 вв. и подведите итоги этого исторического процесса.
- Периодизирует отношения с Китаем и монгольские нашествия в истории Японии
- Показывает знание истории раннего периода тюрок. Объясняет смысл и динамику распада тюркской общности.
- Правильно датирует и локализует основные реалии и имена действующих лиц.
- Распознаёт цивилизационные рамки восточных обществ и их контактные зоны.
- Сравнивает географические, этнические, хозяйственные и климатические условия формирования цивилизаций Восточной Азии и античной цивилизации
- Сравнивает государственное устройство в Восточной Азии в эпоху централизованных империй с эпохой полицентризма; корректно локализует и датирует главных политических деятелей и реалии эпохи.
- Сравнивает две концепции истории Восточной Азии в средние века: концепцию поступательного развития социально-политических процессов и концепцию династийного цикла.
- Сравнивает две концепции образования культуры и государственности в Восточной Азии: моноцентрическую и полицентрическую.
- Сравнивает особенности развития народов Южной Азии
- Сравнивает особенности социально-экономического развития в Восточной Азии и в Европе в Новое время.
- Сравнивает особенности социально-экономического развития народов Южной Азии после достижения независимости
- Указывает причины кризиса традиционного общества в Китае в начале XX в. Увязывает политическую борьбу КПК и Гоминьдана с мировым политическим процессом.
- Формулирует причины и называет этапы разложения колониальной системы. Объясняет специфику новейшего времени на Ближнем Востоке.
Содержание учебной дисциплины
- Доисторический Ближний Восток
- Древняя Месопотамия и ее соседи в III – 1-й половине I тыс. до н.э.
- Древний Египет и его соседи в III – 1-й половине II тыс. до н.э.
- Ближний Восток в позднеантичую эпоху
- Арабские завоевания и формирование средневекового Ближнего Востока
- Тюркские народы и их история до монгольских завоеваний. Восток между тюрками и монголами. Османская держава
- Pax Otthomanica и колониальная экспансия. Арабский Восток, Каджарская Персия, Средняя Азия в XVIII-XIX вв.
- Ближний Восток в Новейшую эпоху
- Южная Азия в древности и в средние века
- Индия в новое время. Завершение колониального завоевания полуострова Индостан
- Индия в конце ХIХ начале ХХ вв.
- Индия во второй половине ХХ и начале ХХI вв.
- Страны Юго-восточной Азии во второй половине ХХ и начале ХХI вв.
- Древний Китай
- Появление государственности в северном субрегионе Восточной Азии
- Китай в раннее средневековье
- Китай в эпоху централизованных империй (до монгольского завоевания)
- Китай в период монгольских завоеваний. Империя Мин.
- Китай и китайская цивилизация в Новое время
- Китай в Новейшее время
- Ранняя Япония
- Империя самураев в Средние века
- Япония в Новое время
- Япония в Новейшее время
- Корейское общество с I по XIV вв.
- Корейское общество с XV по XIX вв.
- Государства Корейского полуострова в первой половине ХХ века.
- Государства Корейского полуострова во 2 половине ХХ-ХХI вв.
Элементы контроля
- тестыДля пересдачи неудовлетворительной оценки по дисциплине студент должен написать тесты по соответствующим блокам курса. Тесты проводятся с использованием КИМ, материалы для подготовки к пересдаче тестов высылаются учебным офисом в период пересдач.
- ответы на семинарахВ период с 30.10.2021 по 06.11.2021 студенты самостоятельно изучают высланные материалы и выполняют задание в письменной форме. В случае пропуска семинара по уважительной причине студент должен выслать задание к семинару преподавателю в ближайшие дни после пропущенного семинара (до начала следующего семинара). В блоке Ближний Восток и Центральная Азия студенты имеют возможность заработать дополнительные баллы к оценке за ответы на семинарах, написав эссе по ближневосточной коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина (после посещения экскурсии).
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль-
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.4 * тесты + 0.6 * ответы на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ottoman Middle East : Studies in Honor of Amnon Cohen, edited by Eyal Ginio, and Elie Podeh, BRILL, 2013.
- Ottoman State Hayashi; Ayden, Mahir Routledge 2004
- The Ottoman World, edited by Christine Woodhead, Routledge, 2011. .
- Бартольд, В. В. Тюрки. 12 лекций по истории тюркских народов Средней Азии / В. В. Бартольд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 154 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11245-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444792 (дата обращения: 28.08.2023).
- Богомазова, Н. (2012). Социокультурные Предпосылки Возникновения Института Самурайства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.64F721BF
- Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 887 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01493-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028870
- Родригес А.М. - История стран Азии и Африки в Новейшее время - КноРус - 2015 - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919762
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kim, J. (2012). A History of Korea : From “Land of the Morning Calm” to States in Conflict. Bloomington, Ind: Indiana University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=489749
- Michael J. Seth. (2019). A Concise History of Korea : From Antiquity to the Present (Vol. Third Edition). [N.p.]: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2265005
- Millar, F. (1987). Empire, community and culture in the Roman Near East : Greeks, Syrians, Jews and Arabs. Journal of Jewish Studies, 38(2), 143–164. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000008116
- Millar, F. (2004). Christian emperors, Christian Church and the Jews of the diaspora in the Greek East, CE 379-450 (Vol. 55). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000423492
- Seth, M. J. (2016). A Concise History of Korea : From Antiquity to the Present (Vol. Second edition). Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1131604
- Герасимова, М. (2011). Особенности Художественной Культуры В Японии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A5DFEE7A
- Готлиб, О. М. Этнология Китая (ханьцы). Обрядность и символика основных этапов жизни : учебное пособие / О. М. Готлиб. — 2-е изд. — Москва : ВКН, 2018. — 104 с. — ISBN 978-5-7873-1435-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115561 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- История Востока. Т.1: ., Васильев, Л. С., 2003
- Козлов, А. (2008). Военная Политика Древнего Китая. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D95735A4
- Рагозина, З.А.. История Индии. Времен Риг-Веды : Монография / З.А. Рагозина : Издательские архивы, 1905. — 518 с. — URL: https://book.ru/book/912382 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
- Родригес-Фернандес, А. М. История восточных религий : учебное пособие / А. М. Родригес-Фернандес, А. С. Дербенев. - М. : МПГУ, 2018. - 48 с. - ISBN 978-5 -4263-0607-3. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1020532
- Хабдаева, А. (2013). Буддизм И Конфуцианство В Духовной Культуре Китая: Проблемы Диалога Двух Традиций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.376B5461