• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Древнеегипетский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Египтология)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 22
Контактные часы: 420

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Древнееегипетский язык» преподается на протяжении всех пяти курсов ОП «Египтология». Необходим учебник Hoch 1997, "Middle Egyptian Grammar", доступный здесь: https://archive.org/details/HOCH1997MiddleEgyptianGrammarOCR На первых двух курсах студенты проходят углублённую подготовку в области среднеегипетского - фазы языка, которую принято считать классической и на которой написаны наиболее известные произведения древнеегипетской литературы. Начиная с третьего курса, студенты изучают другие фазы языка, включая староегипетский, новоегипетский, и демотический. Структура всей дисциплины такова: Курс 1: Введение в среднеегипетский: Изучение наиболее часто встречающихся иероглифов, грамматики и синтаксиса языка, составляющее основу, на которой строятся все дальнейшие курсы. К концу курса студенты должны быть в состоянии с уверенностью читать относительно простые тексты (стелы, некоторые повествования – например, «Сказка о потерпевшем кораблекрушение»). Курс 2: Этот курс развивает знания, полученные на первом курсе, и дает возможность читать более сложные тексты на разные темы и с уникальными особенностями различных жанров. Курс будет покрывать более сложные литературные повествования, а также автобиографические, юридические, религиозные, и медико-магические тексты. Студенты изучат основы иератического письма, ознакомятся с иератическими формами наиболее часто встречающихся иероглифов, и к концу года будут в состоянии самостоятельно читать простые иератические тексты. Курс 3: На этом курсе студенты будут продолжать читать широкую гамму среднеегипетских текстов, с особо пристальным вниманием к их эпиграфическим/палеографическим особенностям. К концу этой части программы они должны будут хорошо владеть нюансами иератического письма. Параллельно этому студенты начнут изучать староегипетский язык, включая его грамматические особенности и эволюционный процесс, который в итоге превратил его в среднеегипетский. Студенты ознакомятся с наиболее известными произведениями cтароегипетской литературы - автобиографиями Уна и Харкуфа. Курс 4: Студенты продолжат развивать свои знания в области староегипетского, читая ряд коротких текстов административного характера и углублённо изучая тексты пирамид, которые являются самыми древними описаниями загробного мира фараонов. Они также будут углублять свои знания в области иератического письма времён Древнего царства. Параллельно этому, они будут иметь возможность прослеживать дальнейшую эволюцию языка, изучая новоегипетский. Студенты усвоят особенности новоегипетской грамматики. Основные тексты, изучаемые на этом курсе – псевдо-автобиография Уну-Амона, папирусы Леопольд и Амхерст (описывающие суд над грабителями гробниц), Туринский папирус о «гаремном заговоре» против Рамсеса III и более краткие тексты административного и религиозного плана.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоить основы древнеегипетского иероглифического письма в его среднеегипетской фазе и выучить знаки, необходимые для чтения текстов умеренной сложности (в соответствии с устоявшимися международными стандартами для студентов первого курса обучения)
  • Освоить основы среднеегипетской грамматики, позволяющие читать тексты умеренной сложности (в соответствии с устоявшимися международными стандартами для студентов первого курса обучения)
  • Получить начальные представления о работе с оригинальными источниками на среднеегипетском языке, учитывая их материальные особенности (стелы, остраконы, папирус и т. д.)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь делать точные транслитерации и переводы текста «Сказание Синухе»
  • Анализировать особенности нарративного жанра в среднеегипетской литературе
  • Уметь делать точные транслитерации и переводы древнеегипетских текстов практического применения
  • Делать транслитерации и переводы простых иератических текстов на основе примеров из Папирусов Хеканахта и Эдвина Смита
  • Уметь делать точные транслитерации и переводы древнеегипетских религиозных текстов различных жанров
  • Анализировать особенности различных религиозных текстов, в том числе с простыми примерами применения новоегипетских грамматических форм
  • Уметь делать точные транслитерации и переводы древнеегипетских текстов из жанра «литература мудрости»
  • Анализировать особенности различных текстов «мудрости», включая общий культурный контекст, в котором они производились
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Сказание Синухе
  • Тексты практического применения/«малой традиции»
  • Религиозные тексты – обращения к богам и людям
  • «Литература мудрости» и схожие тексты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Вокабулярные тесты
    Примерно раз в неделю (с промежутками в периоды перед контрольными) студенты будут делать мини-тесты по вокабуляру, которые будет влиять на их общую оценку. в соотвествии с общей формулой подсчёта (т.е. общая оценка за все тесты - 25% всей оценки за год)
  • неблокирующий Контрольные работы
    После второго и четвертого модуля, студенты сдают контрольные работы (120 мин), где они готовят транслитерации, переводы и грамматические анализы среднеегипетских текстов, которые подходят по сложности для студентов второго курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    50% оценки определяется результатом контрольной в конце модуля. Оставшиеся 50% определяются общим качеством работы студента на протяжении первого полугодья. Общее качество работы определяется результатами вокабулярных тестов (25%) и активностью студента при выполнении упражнений в ходе классной работы (25%). Если студент пропускает какой-либо вокабулярный тест или итоговую контрольную без уважительной причины, эа этот тест выставляется оценка 0.
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    50% оценки определяется результатом контрольной в конце модуля. Оставшиеся 50% определяются общим качеством работы студента на протяжении первого полугодья. Общее качество работы определяется результатами вокабулярных тестов (25%) и активностью студента при выполнении упражнений в ходе классной работы (25%). Если студент пропускает какой-либо вокабулярный тест или итоговую контрольную без уважительной причины, эа этот тест выставляется оценка 0.
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    50% оценки за первое полугодье - работа в классе (половина этого за мини-тесты, другая половина этого за иной вклад - активность, прописи иероглифических и/или иератических знаков, разработка нового учебника). 50% оценки - экзамен (120 минут). Надо будет транслитерировать, перевести и проанализировать два текста. Один из них будет ранее прочитан в классе, другой будет незнакомый. Оба текста – иероглифические.
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    50% оценки за второе полугодье - работа в классе (половина этого за мини-тесты, другая половина этого за иной вклад - активность, прописи иероглифических и/или иератических знаков, разработка нового учебника). 50% оценки - экзамен (120 минут). Надо будет транслитерировать, перевести и проанализировать два текста. Один из них будет ранее прочитан в классе, другой будет незнакомый. Ранее прочитанный текст будет иератический (из Папирусов Хеканахта или Эдвина Смита), а незнакомый текст будет иероглифический.
  • 2024/2025 учебный год 1 модуль
    Пересдача не предусмотрена.
  • 2025/2026 учебный год 1 модуль
    Оценка округляется в пользу студента.
  • 2026/2027 учебный год 1 модуль
    Оценка округляется в пользу студента.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Middle Egyptian : an introduction to the language and culture of hieroglyphs, Allen, J. P., 2014
  • Middle Egyptian literature : eight literary works of the Middle Kingdom, Allen, J. P., 2015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The literature of ancient Egypt : an anthology of stories, instructions, and poetry, , 2003

Авторы

  • Локтионов Александр Александрович