• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Экономико-математические методы и модели в логистике

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 10
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Преподавание дисциплины "Экономико-математические методы и модели в логистике" строится исходя из требуемого уровня базовой подготовки бакалавров ОП "Управление логистикой и цепями поставок в бизнесе" для проведения полного комплекса необходимых исследований для решения трех обязательных проблем: - анализа действующей организационно-функциональной структуры логистической системы; - синтеза новой организационно-функциональной структуры логистической системы; - оптимизации логистических функций и логистической деятельности производственно-хозяйственных организаций. Такие проблемы должны разрешаться на основе обязательного использования соответствующих экономико-математических методов. Целью курса является изучение необходимых для логистического исследования содержательных и формальных постановок основных организационно-экономических задач логистики из перечисленных выше методов, на основе которого у будущих бакалавров должно произойти формирование твердых теоретических знаний и практических навыков по использованию современных экономико-математических методов и моделей при анализе, расчете и прогнозировании показателей и параметров для проведения логистических операций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Экономико-математические методы и модели в логистике» являются изучение необходимых для логистического исследования содержательных и формальных постановок основных организационно-экономических задач логистики, на основе которого у будущих бакалавров должно произойти формирование теоретических знаний и практических навыков по использованию современных экономико-математических методов и моделей при анализе, расчете и прогнозировании показателей и параметров для проведения логистических операций.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: - знать основные экономико-математические методы и модели, используемые при анализе логистических систем; - знать методы экономико-математического моделирования и оптимизации; - уметь использовать подходящие экономико-математические методы и модели; - уметь оценивать степень достоверности результатов, полученных с помощью экспериментальных или математических методов исследования; - уметь идентифицировать проблемы в логистике и цепях поставок и формализовать их как оптимизационные задачи; - уметь решать оптимизационные задачи логистики; - владеть навыками формулировать проблемы экономического анализа логистических систем на языке математики; - изучать самостоятельно научную и учебно-методическую литературу по математическому моделированию логистических процессов; - владеть подходами к оценке адекватности математических моделей; устанавливать границы их применимости, правильно интерпретировать выводы из них в терминах собственной специальности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать особенности формализации задач многокритериальной оптимизации в цепях поставок
  • Уметь применять процедуры критериев выбора на непрерывном и дискретном множестве решений
  • Уметь применять процедуру проверки альтернатив на оптимальность по Парето
  • Владеть технологией постановки и решения многокритериальных задач в цепях поставок
  • Знать понятие и свойства феноменов неадекватного выбора, возникающие при решении многокритериальных задач в цепях поставок
  • Уметь идентифицировать проявления феноменов неадекватного выбора
  • Владеть технологией устранения проявлений феноменов неадекватного выбора
  • Знать процедуры метода аналитической иерархии
  • Уметь формализовать и корректировать свои предпочтения, а также оценивать их согласованность
  • Уметь взаимодействовать в команде и учитывать предпочтения группы получит опыт реализации метода в игровой форме
  • Знать основы теории бинарных отношений
  • Уметь выявлять "лучший элемент" на основе теории бинарных отношений применительно к исследованиям логистики
  • Знать метод перестановки аргументов для минимизации суммарных ожидаемых издержек в задачах оптимального выбора порядка выполнения работ портфеля заказов
  • Уметь минимизировать ожидаемые издержки выполнения портфеля заказов с учетом штрафных функций
  • Уметь минимизировать ожидаемые издержки выполнения портфеля заказов с учетом контрактных цен и инфляции
  • Знать понятие и свойства индексов Гиттинса для управления проектами в исследованиях логистики
  • Уметь реконструировать порядок реализации этапов анализируемых проектов с целью максимизации суммарных ожидаемых доходов
  • Владеть технологией управления проектами на основе аппарата индексов Гиттинса
  • Знать базовые модели управления запасами и их модификации
  • Знать многономенклатурные модели управления запасами
  • Уметь рассчитывать оптимальные параметры стратегии управления запасами
  • Знать особенности реализации управления запасами с учетом временной стоимости денег
  • Уметь рассчитать оптимальные параметры стратегии управления запасами с учетом временной стоимости денег
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел I. Специфика многокритериальных решений в цепях поставок. Тема 1.1. Атрибуты задач многокритериальной оптимизации решений в цепях поставок. Критерии и процедуры выбора.
  • Тема 1.2. Возможные трудности для процедур выбора наилучшего решения, обусловливаемые спецификой задач многокритериальной оптимизации в цепях поставок. Феномены неадекватного выбора.
  • Тема 1.3. Особенности оптимизации многокритериальных решений в логистике на основе метода аналитической иерархии и его модификаций в цепях поставок
  • Тема 1.4. Бинарные отношения и их свойства. Формализация понятия "лучший элемент"
  • Раздел II. Специальные индексные методы оптимизации для задач теории сетей обслуживания в исследованиях логистики. Тема 2.1. Минимизация ожидаемых издержек выполнения портфеля заказов: учет штрафных функций
  • Тема 2.2. Минимизация ожидаемых издержек выполнения портфеля заказов: учет контрактных цен и инфляции
  • Тема 2.3. Аппарат индексов Гиттинса: максимизация показателей эффективности
  • Раздел III. Математические модели управления запасами. Тема 3.1. Базовые модели управления запасами и их модификации
  • Тема 3.2. Многопродуктовые стратегии управления запасами
  • Тема 3.3. Эффект временной стоимости денег при оптимизации моделей управления запасами
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность (работа в классе, опросы, проверочные работы, домашние задания)
    Опросы и письменные работы обязательны. Пропуск без уважительной причины приведет к нулевому баллу. При письменной работе и опросах на занятии допускается использование бумажных вариантов раздаточного материала и собственных конспектов лекций.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа обязательна. Пропуск без уважительной причины приведет к нулевому баллу. На контрольной разрешается использование бумажных вариантов раздаточного материала и собственных конспектов лекций.
  • неблокирующий Содержательная постановка задачи математического моделирования
    В рамках выполнения содержательной постановки задачи математического моделирования студентам выдается научная статья из академических журналов, доступных по подписке в Электронной библиотеке НИУ ВШЭ (преимущественно Q1-Q2). Статьи в обязательном порядке содержат математическую модель, описывающую процессы в логистике и управлении цепями поставок. Цель задания - интерпретировать представленную математическую модель. Специальное домашнее задание выполняется, преимущественно, командами из 2-3 человек. В зависимости от численности команде выдается статья, содержащая модель разной степени сложности.
  • блокирующий Экзамен
    На экзамене разрешается использование бумажных вариантов раздаточного материала и собственных конспектов лекций.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.2 * Активность (работа в классе, опросы, проверочные работы, домашние задания) + 0.1 * Содержательная постановка задачи математического моделирования + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Многокритериальный выбор в исследованиях логистики - Бродецкий Г.Л., Гусев Д.А., Шидловский И.Г. - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - https://znanium.com/catalog/product/1902741 - 1362284 - ZNANIUM
  • Управление запасами : учеб. пособие, Бродецкий, Г. Л., 2007
  • Экономико - математические методы и модели в логистике : потоки событий и системы обслуживания: учеб. пособие для вузов, Бродецкий, Г. Л., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Управление запасами: многофакторная оптимизация процесса поставок : учебник для академического бакалавриата / Г. Л. Бродецкий, В. Д. Герами, А. В. Колик, И. Г. Шидловский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 322 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09781-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428564 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Гусев Денис Александрович