• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Психология образования

Статус: Курс обязательный (Доказательное развитие образования)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Обухов Алексей Сергеевич, Ткаченко Наталья Владимировна
Прогр. обучения: Доказательное развитие образования
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Психология образования – активно развивающееся направление прикладной психологии. Психология образования – это не просто приложение психологической науки для развития образовательной практики, а построение целостного видения о психологических процессах и феноменах, лежащих в основе образования на общекультурном, социально-институциональном, групповом и личностно-индивидуальном уровнях. В рамках курса будет прослежено как происходило развитие данного направления от педагогической психологии к психологии образования – как в связи с развитие психологии, так и в связи с трансформацией и смещением акцентов в ключевых задачах образования. Основной тренд в развитии образования XX – XXI веков: смещение акцента с дидактики (как учить) на «Learning to Learn» (как учиться). И в этом аспекте – от изучения процессов познания к освоению способов организации метапознания (знание о своих познавательных процессах и возможность управления собственным познанием). Таком образом, в курсе будут представлены основы когнитивной психологии в приложении к задачам образования. Важный аспект для понимания процессов образования и развития личности – закономерности онтогенетического развития. В курсе будут представлены современное видение возрастной психологии образования: закономерности развития от спонтанной активности к целенаправленной деятельности – в русле культурно-исторической и субъектно-деятельностной психологии. Будут введены и наглядно проиллюстрированы базовые понятия, раскрывающие закономерности возрастного развития детей и подростков с учетом социальной ситуации развития. В курсе будут раскрыты базовые представления о социальной психологии образования: значении социальной ситуации развития для образования личности; социально-психологические феномены малой группы и социальной общности на институциональном уровне организации образования; психолого-педагогические закономерности взаимодействия субъектов образовательного процесса в контексте полисубъектности детско-взрослой образовательной общности. Курс также задаст ключевые аспекты понимания дифференциальной психологии образования, которая развивалась от идеи селективного подхода в практике специального обучения, через инклюзию к практике персонализации обучения. Современные тренды индивидуализации и персонализации образования во многом связаны с прикладной реализации исследований в области психологии образования. На конкретных примерах будут показаны примеры из разных стран – как знания в области возрастной, социальной, когнитивной психологии и психологии личности трансформируют практику образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Включить магистрантов в дискурс современной психологии образования, определяющей развитие практики образования, а также значимый для обсуждения и интерпретации исследовательских данных в области наук об образовании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует способность обсуждать результаты собственных исследований в соотношении с классическими теориями в области психологии образования и соотносит свои данные с современными исследованиями в смежных областях
  • Демонстрирует способность разрабатывать программы исследований по проблемам образования с учетом возрастных, социально-психологических, социокультурных и социально-экономических аспектов.
  • Проявляет умения выделять проблему, оценивать и выбирать на основании основных подходов к проектированию обучения эффективные образовательные технологии. В соответствии с основными моделями проектирования способен предлагать определенные эффективные решения, обеспечивающие личностное и профессиональное развития обучающегося.
  • Способен давать критическую оценку исследованиям в области образования – насколько в них учтены значимые психологические и социальные факторы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • От педагогической психологии к психологии образования: развитие психологии и трансформация образования
  • От «Дидактики» к «Learning to Learn». От познания к метапознанию: психологизация образования
  • Возрастная психология образования: от спонтанной активности к целенаправленной деятельности
  • Социальная психология образования: социальная ситуация развития и полисубъектность образовательных общностей
  • Дифференциальная психология образования: специальное обучение – инклюзия – персонализация обучения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Преподаватель оценивает работу студента на семинарских занятиях: качество представления содержания работы, демонстрация способности видеть связи между основными понятиями, задавание вопросов, ответы на вопросы преподавателя и других магистрантов, участие в дискуссиях и в групповой работе. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале (1 балла за пару - максимальное число 18 баллов, округляемых до 20) за работу на каждом семинарском занятии определяется перед итоговым контролем – Оаудиторная.
  • неблокирующий Домашние задания
    Преподаватель оценивает самостоятельную работу магистранта: оценивается правильность выполнения заданий домашних работ и их своевременная сдача, полнота выполнения, ответы на вопросы аудитории при докладах. Оценки за самостоятельную работу преподаватель выставляет в курсе в Smart LMS. За курс необходимо выполнить не менее 3 заданий (на выбор магистранта, не менее одного из которых - по возрастной психологии образования). Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за каждую самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.
  • неблокирующий Итоговое задание
    В оценку экзамена входит: - аналитический текст по своей проблеме исследования (20 баллов); - качество рецензии на текст другого магистранта (10 баллов); - доклад с презентацией и ответы на вопросы (15 баллов); - участие в дискуссии по представлению обзоров по проблеме (5 баллов).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Домашние задания + 0.2 * Активность + 0.5 * Итоговое задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Developmental psychology, Upton, P., 2012
  • Educational psychology, Vygotsky, L.S., 1997
  • Human autonomy in cross-cultural context : perspectives on the psychology of agency, freedom, and well-being, , 2011
  • Personality psychology : domains of knowledge about human nature, Larsen, R. J., 2010
  • Teaching communication : theory, research, and methods, , 2009
  • Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия : Учеб. пособие для вузов, , 2008
  • Возрастная психология : феноменология развития: учебник для вузов, Мухина, В. С., 2009
  • Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2008
  • Когнитивная психология: история и современность : хрестоматия, , 2011
  • Когнитивные стили : о природе индивид. ума: учеб. пособие для вузов, Холодная, М. А., 2004
  • Мышление и речь, Выготский, Л.С., 1999
  • Педагогическая психология, Выготский, Л. С., 2010
  • Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. труды, Эльконин, Д. Б., 2001
  • Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров, Айгумова, З. И., 2014
  • Психология развития : молодость, зрелость, старость: учеб. пособие для вузов, Хухлаева, О. В., 2005
  • Психология развития : учеб. пособие для вузов, Эльконин, Б. Д., 2005
  • Психология развития : учебник для вузов, Марцинковская, Т. Д., 2001
  • Психология развития человека : развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для вузов, Слободчиков, В. И., 2000
  • Психология развития человека : учеб. пособие для вузов, Сапогова, Е. Е., 2005
  • Психология развития человека, Выготский Л.С., 2006
  • Психология развития человека, Выготский, Л. С., 2003
  • Психология развития человека, Выготский, Л. С., 2005
  • Психология развития человека. Ч.1: ., Кудрявцев, В. Т., 1999
  • Психология развития, Крайг, Г., 2006
  • Психология творческих способностей : учеб. пособие для вузов, Богоявленская, Д. Б., 2002
  • Психолого - педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для академического бакалавриата, , 2018
  • Социальная педагогическая психология : учеб. пособие для вузов, Реан, А. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • An introduction to developmental psychology, , 2017
  • Developmental psychology : childhood and adolescence, Shaffer, D. R., 1996
  • Educational psychology : developing learners, Ormrod, J.E., 2003
  • Personality, individual differences and intelligence, Maltby, J., 2017
  • Введение в профессию: психолог образования : учебник и практикум для академического бакалавриата, Обухов, А. С., 2019
  • Педагогическая психология : учебник для вузов, Зимняя, И. А., 2003
  • Педагогическая психология, Талызина, Н.Ф., 2006
  • Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, , 2014