Бакалавриат
2022/2023
Сирийский язык
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Христианский Восток)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Калинин Максим Глебович
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
170
Программа дисциплины
Аннотация
Классический сирийский язык — основной литературный язык ближневосточного христианства. Количество и общий объем созданных на нем памятников превосходит все иные известные восточнохристианские корпуса. Этот язык имеет надежную традицию передачи вокализма, достаточно высоко стандартизирован. Первые известные нам памятники сирийского языка появляются в III вв. н.э. В последующие века сирийский язык становится главным языком всего восточного христианства и распространяется далеко за пределы Сирии и Верхней Месопотамии. С арабским завоеванием Передней Азии VII в. и с развитием арабоязычной культуры престиж сирийского языка падает, а христианские авторы начинают писать также и на арабском. В ходе монгольских завоеваний XIII в. число сирийских христиан резко сокращается и письменная культура постепенно приходит в упадок, хотя незначительное количество сочинений продолжает появляться и после XIII в. В связи с тем, что литературная норма возникла довольно рано, а сирийский язык использовался в качестве lingua franca носителями различных языков, ранние памятники в языковом отношении практически не отличаются от поздних.
Цель освоения дисциплины
- Овладение грамматическими правилами классического сирийского языка.
- Приобретение навыков самостоятельной работы с неадаптированными текстами на классическом сирийском языке.
- Использование знаний о грамматике классического сирийского языка в смежных дисциплинах.
- Знакомство с базовой научной литературой по классическому сирийскому языку и арамеистике.
Планируемые результаты обучения
- Знание о генеалогической характеристике классического сирийского языка и его роли в восточнохристианских сообществах.
- Знание парадигм слов ʔnāš, ʔnāšā, bar ʔnāšā, ʔaḇā, ʔaḥā, ḥāṯā (мн.ч. ʔaḥwāṯā), ʔemmā (мн.ч. ʔemhāṯā) и других, приведенных в §12 учебника Coakley–Robinson, умение образовать требуемую форму, построить предложение с одним из слов из списка и опознать соответствующие слова в тексте.
- Знание парадигмы префиксального спряжения в классическом сирийском языке. Умение спрягать в префиксальном и суффиксальном спряжениях глаголы с разными типовыми гласными. Знание грамматических функций префиксального спряжения, умение охарактеризовать эти функции в учебных упражнениях и в оригинальных текстах на классическом сирийском языке.
- Знание правил образования причастий и грамматических функций последних, умение образовывать глагольные формы настоящего времени.
- Знание правил присоединения связанных местоимений к глагольным формам, умение образовать глагольные формы со связанными местоимениями и распознать их в тексте.
- Знание правил присоединения связанных местоимений к формам глаголов III-y, умение употреблять эти формы со связанными местоимениями и распознавать соответствующие конструкции в тексте.
- Знание правил употребления числительных в классическом сирийском языке, умение записывать даты в различных системах летоисчисления.
- Умение образовывать императивы и инфинитивы глаголов и распознавать соответствующие формы в тексте.
- Умение образовывать формы пород PAʕʕEL и ʔEṮPAʕʕAL и распознавать их в тексте.
- Умение образовывать формы пород ʔAFʕEL и ʔETTAFʕAL и распознавать их в тексте.
- Умение образовывать формы породы ʔEṯpʕel и распознавать их в тексте.
- Умение образовывать формы предлогов и имен со связанными местоимениями.
- Умение определять в тексте грамматическую функцию слов ʔīṯ и layt.
- Умение склонять имена с чередованием гласных в основе.
- Умение склонять имена существительные и прилагательные и распознавать в тексте соответствующие формы.
- Умение составлять простые именные предложения на классическом сирийском языке.
- Умение спрягать глаголы в претерите и распознавать в тексте соответствующие формы.
- Умение спрягать глаголы типов I-n, I-ʔ, I-y, II-ʔ, II-w/y, II=III, III-y и распознавать их в тексте.
- Умение читать словоформы, записанные сирийским письмом.
- Умение читать тексты на классическом сирийском языке, переданные в разных системах письма; умения различать омографичные грамматические формы, отмеченные диакритическими точками.
Содержание учебной дисциплины
- Классический сирийский язык. Общие понятия
- Письменность и фонология
- Личные и указательные местоимения. Местоименные энклитики. Именные предложения
- Существительные и прилагательные
- Связанные местоимения
- Экзистенциальные слова ʔīṯ и layt
- Глагол. Суффиксальное спряжение qṭal
- Чередование гласных у существительных и прилагательных
- Причастия
- Существительные и прилагательные с супплетивными формами
- Префиксальное спряжение («имперфект»)
- Императив и инфинитив
- Порода ʔEṮPʕEL
- Породы PAʕʕEL и ʔEṮPAʕʕAL
- Породы ʔAFʕEL и ʔETTAFʕAL
- Связанные местоимения при глаголах
- Неправильные глаголы
- Связанные местоимения при глаголах III-y
- Числительные
- Эстрангела. Восточносирийское письмо. Диакритические точки и восточносирийская огласовка.
- Чтение смычных и щелевых вариантов BGDTPK
- Восточносирийское письмо и фонетика
- Даты на классическом сирийском языке
- Согласование времен в главном предложении и относительном придаточном
- Претерит с глаголом ʰwa
- Форма имперфекта с глаголом ʰwa
- ʰwa с приименным отрицанием
- Регулярность употребления копулы в именных предложениях
- Условные предложения, вводимые союзом en
- Ирреальные условные придаточные, вводимые союзом ellū
- Временные придаточные, вводимые союзом emmaṯ
- Временные придаточные, вводимые союзом mā d
- Временные придаточные, вводимые союзом kaḏ
- Способы ввода прямой речи
- Придаточные цели
- Порядок слов
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модульпо согласованию с преподавателем
- 2021/2022 учебный год 4 модульпо согласованию с преподавателем
- 2022/2023 учебный год 1 модульпо согласованию с преподавателем
- 2022/2023 учебный год 4 модульпо согласованию с преподавателем
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.5 * Экзамен + 0.5 * Чтение текста
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.5 * Экзамен + 0.5 * Чтение текста
- 2024/2025 учебный год 1 модульПо согласованию с преподавателем
- 2025/2026 учебный год 1 модульПо согласованию с преподавателем
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ближний Восток. Византия. Славяне, Пигулевская Н.В., 1976
- Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011
- История письма : пер. с нем., Фридрих, И., 2001
- Культура Сирии в Средние века, Пигулевская, Н. В., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- Введение в языковедение : учебник для вузов, Реформатский, А. А., 2001