Бакалавриат
2022/2023
Анализ анимационных фильмов сквозь призму критической теории
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Широгородская Полина Станиславовна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предлагает взглянуть на популярные анимационные фильмы с позиции различных направлений критической теории. Вместе со слушателями мы погрузимся в полнометражные мультфильмы и мультсериалы, орудуя оптикой политической философии, квир-теории, теории феминизма и терминологическими аппаратами других областей — например, проанализируем эволюцию диснеевских принцесс, обсудим репрезентацию гендера и насилия в сериях «Ну, погоди!» и «Том и Джерри», проинтерпретируем пацифистские настроения в произведениях Хаяо Миядзаки.
Кроме того, рассмотрим историю становления анимации как индустрии, сравним пути развития советско-российской и зарубежных мультипликаций, определим основные сегменты и ключевых игроков мирового рынка анимации. Также мы попробуем предположить размер эффекта от проникновения новых производственных и маркетинговых технологий и использования стратегий трансмедийного сторителлинга, и сформулируем гипотезы о будущем анимационной индустрии.
Слушатели курса познакомятся с ветвями критической теории на материале знакомых с детства анимационных проектов, что позволит им в дальнейшем более гибко обнаруживать изученные феномены в других областях. Работа на курсе будет построена в рамках научного дискурса, что поможет желающим сформулировать тезисы для конференций и темы для дальнейших исследований.
Цель освоения дисциплины
- Изучить историю и основные направления критической теории
- Рассмотреть развитие и структуру индустрии анимации
- Освоить метод дискурс-анализа на материале анимационных проектов
- Критически проанализировать популярные анимационные проекты
Планируемые результаты обучения
- концептуализирует основные направления критической теории
- выделяет периоды развития индустрии анимации
- применяет метод дискурс-анализа на материале анимационных проектов
- сравнивает анимационные проекты, созданные в различных исторических и социокультурных контекстах
- формулирует гипотезы о развитии существующих анимационных проектов и будущем индустрии анимации в целом
- предлагает оригинальные концепции анимационных проектов, отражающие проблематику различных критических дискурсов
Содержание учебной дисциплины
- Предпосылки появления критической теории и зарождение мультипликации
- Золотой век анимации и становление Франкфуртской школы
- Осмысление тоталитаризма и Классическая эра анимации
- От структурализма к деконструкции и постструктурализму
- Неолиберализм, постмодернизм и Ренессанс Диснея
- Критическая расовая теория, постколониализм и репрезентация этнической идентичности
- Репрезентация сексуальности и гендерных ролей и идентичностей
- Антропоцентризм и биоцентризм
- Трансляция нормативности и новая искренность
- Доминирование крупнейших экспортёров и региональные индустрии
- Анимация после постмодернизма
Элементы контроля
- ПосещаемостьОценивается индивидуально
- Активность на семинарахОценивается индивидуально
- ПрезентацияВыполняется в группах по 2 студента
- ЭссеВыполняется индивидуально
- Документация проектаВыполняется в группах по 3-4 студента
- Питчинг проектаВыполняется в группах по 3-4 студента
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0.2 * Эссе + 0.2 * Документация проекта + 0.1 * Посещаемость + 0.2 * Презентация + 0.1 * Питчинг проекта + 0.2 * Активность на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Thompson, M. (2017). The Palgrave Handbook of Critical Theory. New York, NY: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1232217
Рекомендуемая дополнительная литература
- Helland, K. I. (2015). Multilingualism, Identity, and Ideology in Popular Culture Texts: A Multimodal Critical Discourse Analysis.