• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Лексическая типология"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Цели освоения дисциплины «Лексическая типология» включают ознакомление со следующими языковыми феноменами и лингвистическими представлениями: представление о лексике как о сложно организованной системе; типологическое изучение систем языковых значений; способы выражения лексического значения говорящим.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать базовые понятия лексики, основные принципы организации лексики и основные параметры вариативности лексических значений; уметь выявлять лексически выраженные значения, сравнивать и систематизировать их; владеть базовыми навыками и методами анализа лексических значений. Дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Языковое разнообразие (лингвистическая типология, социолингвистика, языки России, языки мира); Теория языка (морфология, синтаксис, семантика, дискурс).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует лексический материал, систематизирует его
  • выявляет релевантные параметры для существующих в системе противопоставлений
  • знает объект изучения лексической типологии
  • знает особенности разных подходов в лексической типологии
  • находит закономерности поведения лексических единиц
  • соотносит материал известных ему языков с семантической картой
  • умеет читать разные виды семантических карт
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Проблема системности в лексике
  • Особенности ошибок наследников, принципы их анализа, классификации и корпусной разметки; возможность построения типологии в этой области
  • Основные подходы к лексической семантике и лексической типологии
  • Компьютерные методы в лексической типологии
  • Пример лексико- типологического исследования: Aquamotion
  • Пример лексико- типологического исследования: глаголы вращения
  • Пример лексико- типологического исследования: глаголы звука
  • Пример лексико- типологического исследования: качественные признаки
  • Case studies: корпус ошибок
  • Case studies: лексическая типология
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Составление лексико-типологической анкеты
    Составление проекта анкеты для сбора типологических данных
  • неблокирующий Рецензирование материалов проекта
    Студенты рецензируют предварительные результаты, полученные их коллегами в ходе сбора лексико-типологического материала
  • неблокирующий Контрольная работа
    В контрольной работе проверяется степень освоения студентом материалов курса
  • неблокирующий Презентация результатов проекта
    Проект предполагает исследование заданного семантического поля на материале выбранного студентом языка. Методология исследования включает опрос информантов по специальной лексико-типологической анкете и корпусный анализ соответствующих лексических единиц.
  • неблокирующий Материалы проекта
    Результаты исследования необходимо представить в виде таблицы, в которую включаются данные об ответах информантов на вопросы анкеты и корпусные примеры, соответствующие каждой ситуации анкеты
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Презентация результатов проекта + 0.1 * Составление лексико-типологической анкеты + 0.2 * Рецензирование материалов проекта + 0.3 * Материалы проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Шафиков, С. Г. Лексическая типология языков : учебное пособие / С. Г. Шафиков. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 173 с. — ISBN 978-5-9765-4058-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/116113 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лисенкова, И. М., Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц : учебное пособие / И. М. Лисенкова. — Москва : Русайнс, 2018. — 133 с. — ISBN 978-5-4365-0500-8. — URL: https://book.ru/book/925949 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Авторы

  • Дьячкова Анна Евгеньевна
  • Резникова Татьяна Исидоровна
  • Бычкова Полина Андреевна