Бакалавриат
2022/2023
Междисциплинарные методы анализа языка и культуры
Статус:
Курс по выбору (Иностранные языки и межкультурная коммуникация)
Направление:
45.03.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа иностранных языков
Где читается:
Школа иностранных языков
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
26
Программа дисциплины
Аннотация
Науки об обществе, языке и культуре больше не получается разделить между собой: множество вопросов и проблем требуют взаимодействия между лингвистикой, философией, антропологией и когнитивными науками. Какими правилами пользуются люди при коммуникации? Чем вопрос «Не могли бы Вы передать мне соль?» не похож на вопрос? Как говорящий выбирает обращаться к собеседнику на ты или на Вы? Насколько метафоричен наш повседневный язык? Влияет ли язык на мышление или наоборот? В рамках курса мы обсудим эти и другие вопросы. Студенты познакомятся с основами анализа языка и культуры: грайсианской прагматикой, когнитивной лингвистикой, теорией речевых актов, теорией вежливости и основами лингвистической антропологии. Полученные знания в дисциплинах, изучающих устройство человеческой коммуникации и языкового значения, могут пригодиться как специалистам по межкультурной коммуникации и связям с общественностью, так и при переводе художественных и публицистических текстов. Для освоения материала студентам будут предложены практические домашние задания на применение техник анализа, обсуждающихся на занятиях. Пререквизитов нет. Курс выбирается из списка научно-исследовательских семинаров. Занятия проводятся в очном формате.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление студентов с дисциплинами на стыке лингвистики и других когнитивных и гуманитарных наук: социолингвистикой, лингвистической антропологией, корпусной лингвистикой, цифровыми гуманитарными науками, прагматикой
- развитие у студентов навыков использования понятийного аппарата и аргументации в этих областях
Планируемые результаты обучения
- Владеть базовыми представлениями о лингвистике и ее месте среди других наук.
- Владеть базовыми представлениями о полисемии и анализе ее в рамках когнитивной семантики
- Владеть основами понятийного аппарата современной прагматики.
- Знать основы неограйсианской прагматики, теории речевых актов,теории вежливости.
- Знать основы теории вежливости.
- Знать основы теории речевых актов.
- Применять методы когнитивной лингвистики и лексической семантики при анализе текстов и речевых ситуаций, при решении задач перевода и межкультурной коммуникации
- Применять методы неограйсианской прагматики при анализе текстов и речевых ситуаций, использовать теорию прагматики при решении задач перевода и межкультурной коммуникации
- Применять методы теории речевых актов при анализе речевых ситуаций.
- Применять теорию вежливости при анализе текстов и речевых ситуаций, использовать ее при решении задач перевода и межкультурной коммуникации
- Уметь использовать данный понятийный аппарат при анализе дискурса и культуры.
- Знать основные понятия лингвистической антропологии
- Уметь оперировать основными понятиями лингвистической антропологии.
Содержание учебной дисциплины
- Прагматика. Элементы значения и коммуникация.
- Полисемия и когнитивная семантика.
- Речевые акты.
- Вежливость.
- Лингвистическая антропология.
Элементы контроля
- Квиз в конце парыОценка за 80% квизов, сданных на зачетную оценку, дает бонусный балл.
- Домашнее задание по импликатурам и пресуппозициям
- Домашнее задание по метафорам и метонимиям
- Домашнее задание по теории речевых актов
- Домашнее задание по теории вежливости
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль25% за каждую домашнюю работу + бонусный 1 балл, если 80% квизов сданы на оценку зачет
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Mesthrie, R. (2011). The Cambridge Handbook of Sociolinguistics. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=400558
Рекомендуемая дополнительная литература
- Meyerhoff, M. (2018). Introducing Sociolinguistics (Vol. Third edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1875703