Бакалавриат
2022/2023




Клиническая психология
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе рассматриваются предмет, задачи, теоретические проблемы, основные разделы и теории клинической психологии
Цель освоения дисциплины
- Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о клинической психологии
Планируемые результаты обучения
- Усваивает следующие знания: Предмет, задачи, методы патопсихологии, актуальность патопсихологии, как науки и практической отрасли. Сферы практической деятельности патопсихолога, категории пациентов. Основные подходы в зарубежной патопсихологии: ассоцианистский, бихевиоральный, психоаналитический, когнитивный, гуманистический и экзистенциальный, биопсихосоциальный.
- Усваивает следующие знания: Предмет, задачи, методы психосоматики, актуальность психосоматики как науки и практической отрасли. Сферы практической деятельности специалиста по психосоматике, категории пациентов. Психосоматические феномены и симптомы. Гипотеза психосоматической специфичности, как основная теоретическая проблема психосоматики: специфические и неспецифические подходы. История психосоматики в контексте решения проблемы психосоматической специфичности.
- Усваивает следующие знания: Психоанализ и конверсия как механизм симптомообразования (З. Фрейд); мультифакторная концепция В. Александера и соматизация, как механизм. Концепция алекситимии. Бихевиоральный подход в психосоматике. Концепция стресса: понятия физиологического и психологического стресса (Г. Селье, Р. Лазарус). Культурно-исторический подход в психосоматике и понятие телесности, гиперпроизвольность как механизм симптомообразования, онтогенез телесности.
- Усваивает теоретические основы отечественной патопсихологии: культурно-историческая теория Л.С. Выготского; теория деятельности А.Н. Леонтьева. Б.В. Зейгарник – родоначальник отечественной патопсихологии. Три аспекта нарушения психической деятельности по Б.В. Зейгарник. Патопсихологический подход к изучению личности. Категория синдрома в патопсихологии. Нарушения мышления при психических расстройствах по Б.В. Зейгарник.
- Усваивает следующие знания. Место клинической психологии в системе наук, основные разделы, задачи клинической психологии. Рождение клинической психологии (Л. Уитмер). Методологические проблемы общей и клинической психологии: 1) соотношение законов нормальной и патологической психики 2) проблема нормы в клинической психологии ; 3) проблема соотношения дефекта и развития; 4) проблема классификации психических расстройств в отечественной и зарубежной клинической психологии
- Студент получает представление о феноменологии основных форм психических расстройств
- Усваивает следующие знания: Предмет, задачи нейропсихологии. История развития нейропсихологии по А.Р. Лурии: локализационизм и антилокализационизм. Теория системно-динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурии. Понятия «нейропсихологический симптом», «нейропсихологический синдром», «нейропсихологический фактор».
- Усваивает основные понятия: Основные теоретические подходы к изучению психического дизонтогенеза. Проблема формирования эго-идентичности и уровни организации личности. Термины гетерохрония и асинхрония развития, сензитивный период, возрастной симптом, основные виды дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.
Содержание учебной дисциплины
- Возникновение клинической психологии как особенной отрасли знания.
- Феноменология психических расстройств
- Нейропсихология
- Патопсихология
- Психосоматика
- Аномалии психического развития
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Когнитивная терапия депрессии, Бек, А. Т., 2003
- Нарушение психического развития в детском возрасте : учеб. пособие для вузов, Лебединский, В. В., 2004
- Основы нейропсихологии : учеб. пособие для вузов, Лурия, А. Р., 2004
- Патопсихология : учеб. пособие для вузов, Зейгарник, Б. В., 2003
- Психоаналитическая диагностика : понимание структуры личности в клиническом процессе: учеб. пособие, Мак-Вильямс, Н., 2001
- Психология телесности : учеб. пособие для вузов, Тхостов, А. Ш., 2002
- Психология эмоций. Тексты, [хрестоматия], под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер, 287 с., , 1984
- Психосоматическая медицина : принципы и применение, Александер, Ф., 2023
- Собрание сочинений : в шести томах, Т. 5, под ред. Т. А. Власовой, 368 [1] с., Выготский, Л. С., 1983
- Теория и терапия неврозов : введение в логотерапию и экзистенциальный анализ, Франкл, В., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Клиническая психология, Перре, М., 2007
- Психиатрия : учеб. пособие для вузов, Самохвалов, В. П., 2002