Бакалавриат
2022/2023
Математический анализ
Статус:
Курс обязательный (Экономика и статистика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент математики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
15
Контактные часы:
190
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплины «Математический анализ» предназначена для студентов 1-го курса бакалавриата направление 38.03.01. Экономика, образовательная программа «Экономика и статистика». Формат изучения дисциплины - без использования онлайн курса. В курсе студенты познакомятся с базовыми знаниями теории пределов и непрерывных функций, дифференциального исчисления функций одной и многих переменных, основами неопределенного, определенного (в том числе кратного) и несобственного интегрирования, основами теории рядов. Материал иллюстрирован большим числом примеров анализа экономических систем. В связи с возможными карантинными мероприятиями и переходом на дистантное обучение занятия и аттестация могут происходить удаленно.
Цель освоения дисциплины
- Добиться усвоения студентами теоретических основ, базовых результатов и теорем математического анализа, а также основных математических приемов и правил формального анализа и решения различных математических задач на основе полученных теоретических знаний.
- Подготовить слушателей к чтению современных текстов по экономической теории, использующих модели и методы многомерного математического анализа
- Обеспечить запросы других разделов математики, использующих возникающие в математическом анализе конструкции
- Научить слушателей давать оценку предельного поведения различных функций
- Продемонстрировать возможность исследования зависимости экстремумов от параметров
- Выработать у слушателей навыки решения типовых задач, способствующих усвоению основных понятий, а также задач, способствующих развитию начальных навыков научного исследования
- Развить умение логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных отношений
Планируемые результаты обучения
- студент должен владеть информацией об условиях существования неявной ФМП, о матрице Якоби и якобиане.
- студент должен владеть понятием непрерывной ФМП и знать основные свойства непрерывной ФМП - локальные и на компакте.
- студент должен владеть понятиями открытого и замкнутого множества, выпуклого и связного множеств, ограниченного и неограниченного множеств, компактного множества.
- студент должен знать графики основных элементарных функций, уметь их строить и преобразовывать
- студент должен знать об области сходимости функционального ряда и уметь находить ее в простых случаях
- студент должен знать понятие числового ряда, сходимости ряда; должен уметь исследовать ряд на сходимость в простых случаях.
- студент должен иметь понятие об интегральной сумме и определенном интеграле, о формуле Ньютона-Лейбница, о геометрическом и усредняющем смысле определенного интеграла.
- студент должен иметь представление о первообразной и уметь находить неопределенный интеграл в простых случаях
- студент должен иметь представление об интегральной сумме и кратном интеграле, уметь вычислять его в простых случаях.
- студент должен уметь вычислять частные производные и дифференциал ФМП, находить касательную плоскость к поверхности уровня, находить градиент и производную по направлению, знать содержательные свойства градиента.
- студент должен уметь исследовать последовательность на монотонность и ограниченность, находить пределы последовательностей, точные грани множества значений последовательности
- студент должен уметь исследовать ФМП на безусловный экстремум
- студент должен уметь исследовать функцию на непрерывность и знать основные свойства непрерывных функций
- студент должен уметь исследовать функцию с помощью производных и строить эскиз графика функции
- студент должен уметь находить пределы функций, иметь понятие об эквивалентных функциях и асимптотических соотношениях между функциями; студент должен уметь находить асимптоты функций
- студент должен уметь находить производную функции, касательную к графику функции, понимать содержательное значение производной
- студент должен уметь находить разложение функции по формуле Тейлора
- студент должен уметь решать задач на условный экстремум ФМП, находить наибольшее и наименьшее значения ФМП на компакте
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1.1. Множества и операции над ними
- Тема 1.2. Функции
- Тема 1.3. Последовательности и их предел
- Тема 1.4. Предел Функции
- Тема 1.5. Понятие непрерывной функции
- Тема 1.6. Понятие производной функции и дифференциала
- Тема 1.7. Производные и дифференциалы высших порядков, формула Тейлора
- Тема 1.8. Приложения дифференциального исчисления функций одной переменной
- Тема 2.1. Множества и функции в n-мерном метрическом пространстве
- Тема 2.2. Предел и непрерывность ФМП
- Тема 2.3. Дифференцируемые ФМП
- Тема 2.4. Частные производные и дифференциалы высших порядков ФМП. Формула Тейлора.
- Тема 2.5. Неявно заданные ФМП и отображения
- Тема 2.7. Задача на условный экстремум
- Тема 2.6. Выпуклые множества и ФМП в метрическом пространстве
- Тема 3.1. Неопределенный интеграл
- Тема 3.2. Определенный и несобственный интегралы
- Тема 3.3. Кратные интегралы
- Тема 4.1. Числовые ряды
- Тема 4.2. Функциональные ряды
Элементы контроля
- Контрольная работа №1Темы: непрерывность и дифференцируемость функций одной переменной. Продолжительность: 60-80 мин. (уточняется перед кр) Формат: письменная кр Состав: 4-6 заданий (уточняется перед кр)
- Контрольная работа №2Темы: функции многих переменных Продолжительность: 60-80 мин. (уточняется перед кр) Формат: письменная кр Состав: 4-6 заданий (уточняется перед кр)
- Контрольная работа №3Темы: задачи на условный экстремум, нахождение наибольшего и наименьшего значений функции, неопределенный и определенный интегралы. Продолжительность: 60-80 мин. (уточняется перед кр) Формат: письменная кр Состав: 4-6 заданий (уточняется перед кр)
- Контрольная работа №4Темы: несобственные и кратные интегралы, числовые ряды. Продолжительность: 60-80 мин. (уточняется перед кр) Формат: письменная кр Состав: 4-6 заданий (уточняется перед кр)
- Домашнее задание №1 "Исследование функций с помощью производных и построение графиков"
- Домашнее задание №2: "Интегралы и ряды"
- Экзамен 1-го семестраПисьменная работа из 6-ти заданий на 40-120 минут (зависит от количества за-чтенных задач и уточняется перед экзаменом).
- Экзамен 2-го семестраПисьменная работа из 6-ти заданий на 40-120 минут (зависит от количества зачтенных задач и уточняется перед экзаменом).
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модульНа экзамене студент может набрать до 9 баллов включительно. Количество несданных задач домашнего задания пересчитывается в сумму баллов (правило пересчета объявляется в момент выдачи домашнего задания), которая вычитается из суммы набранных на экзамене условных единиц. Студенты, набравшие не менее 7 итоговых баллов (после округления), имеют право на получение 1-2 бонусных баллов (до 10-ти итоговых баллов) по результатам дополнительного собеседования (решения дополнительных задач повышенной сложности, доказательства математических теорем курса и пр.).
- 2022/2023 учебный год 4 модульВ экзаменационной работе 6 заданий. По результатам двух контрольных работ студенту могут быть засчитаны от 0 до 4 заданий. Каждое задание экзамена оценивается в 1,5 балла. Часть этой оценки (какая именно – уточняется перед экзаменом) может выставляться за ответ на теоретическую часть задания (формулировки определений, утверждений, правила и т. д.), но при условии, что решена в основном практическая часть этого же задания. При онлайновой форме контроля преподаватель оставляет за собой право применить процедуру защиты некоторых работ. Таким образом, на экзамене студент может набрать до 9 баллов включительно. Количество несданных задач домашнего задания пересчитывается в сумму баллов (правило пересчета объявляется в момент выдачи домашнего задания), которая вычитается из суммы набранных на экзамене условных единиц. Студенты, набравшие не менее 7 итоговых баллов (после округления), имеют право на получение 1-2 бонусных баллов (до 10-ти итоговых баллов) по результатам дополнительного собеседования (решения дополнительных задач повышенной сложности, доказательства математических теорем курса и пр.).
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бесов О.В. - Лекции по математическому анализу - Издательство "Физматлит" - 2016 - ISBN: 978-5-9221-1665-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91150
- Бесов, О. В. Лекции по математическому анализу : учебник / О. В. Бесов. — Москва : ФИЗМАТЛИТ, 2014. — 480 с. — ISBN 978-5-9221-1506-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/59678 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Кудрявцев Л.Д., Кутасов А.Д., Чехлов В.И. - Сборник задач по математическому анализу. Том 2. Интегралы. Ряды - Издательство "Физматлит" - 2009 - ISBN: 978-5-9221-0307-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/2227
- Сборник задач по математическому анализу : учебное пособие / Л. Д. Кудрявцев, А. Д. Кутасов, В. И. Чехлов, М. И. Шабунин. — 2-е изд., перераб. . — Москва : ФИЗМАТЛИТ, [б. г.]. — Том 3 : Функции нескольких переменных — 2003. — 472 с. — ISBN 5-9221-0308-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/2220 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Сборник задач по математическому анализу : учебное пособие / Л. Д. Кудрявцев, А. Д. Кутасов, В. И. Чехлов, М. И. Шабунин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФИЗМАТЛИТ, [б. г.]. — Том 1 : Предел. Непрерывность. Дифференцируемость — 2010. — 496 с. — ISBN 978-5-9221-0306-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/2226 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Anthony, M., & Biggs, N. (1996). Mathematics for Economics and Finance : Methods and Modelling. Cambridge [England]: Cambridge eText. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=510977
- Jacques, I. (2015). Mathematics for Economics and Business (Vol. 8th ed). Harlow: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419610
- Vinogradov, V. V. (2010). Mathematics for Economists. University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.ucp.bkecon.9788024616575
- Краснова, С. А. Математический анализ для экономистов в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / С. А. Краснова, В. А. Уткин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-6383-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433695 (дата обращения: 28.08.2023).
- Математический анализ и дифференциальные уравнения : учебник для вузов, Бурмистрова, Е. Б., 2010
- Рудык, Б. М. Математический анализ для экономистов : учебник и практикум для академического бакалавриата / Б. М. Рудык, О. В. Татарников. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 356 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9426-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433241 (дата обращения: 28.08.2023).