Бакалавриат
2022/2023
Психология социального познания
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Романова Марина Олеговна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина "Психология социального познания" направлена на ознакомление слушателей с особенностями обыденного познания индивидов. В рамках курса студенты узнают о том, как люди воспринимают социальную информацию, формируют впечатление о себе, других людях, группах, событиях и явлениях социальной жизни.
Цель освоения дисциплины
- формирование представлений о процессе социального познания и его последствиях для межличностного и межгруппового взаимодействия;
- формирование навыков социально-психологического анализа поведения людей и их суждений с учетом особенностей обыденного мышления;
Планируемые результаты обучения
- Понимает, чем отличается восприятие социального объекта от физического объекта, и какие ограничения эти различия накладывают на точность восприятия и суждений
- Выявляет и рефлексирует ошибки обыденного мышления, возникающие в суждениях о группах
- Анализирует социальные стереотипы с учетом особенностей восприятия социальных групп, понимает, как эти особенности связаны с содержанием и функционированием стереотипов
- Выявляет и рефлексирует ошибки обыденного мышления, возникающие в суждениях о других людях
- Выявляет и рефлексирует ошибки обыденного мышления, возникающие в суждениях о себе
- Понимает отличие реальных групп от социальных категорий
- Понимает принципы формирования впечатления и суждений о другом человеке
- Понимает принципы формирования самооценки и самоэффективности и их роль в социальном поведении
- Понимает, как формируется и функционирует социальная идентичность, осознает ее роль в социальном поведении
- Анализирует реальное социальное поведение с учетом обыденных теорий об окружающем мире
- Выявляет и рефлексирует ошибки обыденного мышления, возникающие в суждениях о событиях и окружающем мире
- Понимает роль социального, культурного и исторического контекста в формировании суждений об окружающем мире и социальном поведении
Содержание учебной дисциплины
- Особенности социального познания
- Представления и суждения о других людях
- Представления и суждения о группах
- Представления и суждения о себе
- Представления и суждения о событиях и окружающем мире
Элементы контроля
- Квиз по теме 1Квиз представляет собой 10 вопросов разного характера (открытые, закрытые с выбором одного или нескольких ответов, вопросы на соотнесение), каждый из которых оценивается в 1 балл
- Кейс по теме 1Кейс представляет собой групповую работу на паре, в рамках которой студенты должны ответить на вопрос по предоставленному описанию ситуации.
- ПрезентацияПрезентация статьи группой студентов с последующим обсуждением на паре
- Домашнее заданиеДомашнее задание выполняется в форме анализа обыденных теорий. Студент выбирает одну обыденную теорию, самостоятельно подбирает для нее 3 реальных примера (например, как в аргументах или речи какого-то известного человека, проявляется эта теория); аргументирует, что примеры описывают именно эту теорию; описывает, к каким реальным последствиям привело/приводит использование этой теории; анализирует факторы, которые могли бы в каждом конкретном случае способствовать изменению данной теории.
- Дебаты
- ЭкзаменЭкзамен проходит после завершения всех тем курса в системе LMS. Экзамен включает в себя 16 вопросов с равным весом на максимальную оценку 8 и 4 дополнительных вопроса на максимальную оценку 10.
- Квиз по теме 2Квиз представляет собой 10 вопросов разного характера (открытые, закрытые с выбором одного или нескольких ответов, вопросы на соотнесение), каждый из которых оценивается в 1 балл
- Квиз по теме 3Квиз представляет собой 10 вопросов разного характера (открытые, закрытые с выбором одного или нескольких ответов, вопросы на соотнесение), каждый из которых оценивается в 1 балл
- Квиз по теме 4
- Квиз по теме 5
- Квиз по теме 6Квиз представляет собой 10 вопросов разного характера (открытые, закрытые с выбором одного или нескольких ответов, вопросы на соотнесение), каждый из которых оценивается в 1 балл
- Кейс по теме 2Кейс представляет собой групповую работу на паре, в рамках которой студенты должны ответить на вопрос по предоставленному описанию ситуации.
- Кейс по теме 3Кейс представляет собой групповую работу на паре, в рамках которой студенты должны ответить на вопрос по предоставленному описанию ситуации.
- Кейс по теме 4Кейс представляет собой групповую работу на паре, в рамках которой студенты должны ответить на вопрос по предоставленному описанию ситуации.
- Кейс по теме 5Кейс представляет собой групповую работу на паре, в рамках которой студенты должны ответить на вопрос по предоставленному описанию ситуации.
- Кейс по теме 6Кейс представляет собой групповую работу на паре, в рамках которой студенты должны ответить на вопрос по предоставленному описанию ситуации.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.15 * Экзамен + 0.025 * Квиз по теме 1 + 0.025 * Кейс по теме 6 + 0.15 * Домашнее задание + 0.025 * Квиз по теме 5 + 0.025 * Кейс по теме 5 + 0.025 * Кейс по теме 4 + 0.025 * Квиз по теме 4 + 0.025 * Квиз по теме 3 + 0.2 * Презентация + 0.025 * Квиз по теме 2 + 0.2 * Дебаты + 0.025 * Кейс по теме 3 + 0.025 * Кейс по теме 1 + 0.025 * Квиз по теме 6 + 0.025 * Кейс по теме 2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Greifeneder, R. (2017). Social Cognition : How Individuals Construct Social Reality (Vol. 2). London, UNKNOWN: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1554081
Рекомендуемая дополнительная литература
- Fiske, S. T. (2018). Social Cognition : Selected Works of Susan Fiske. Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1704237