• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Практикум: Навыки медиации

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Практикум: навыки медиации» позволяет студентам получить общее представлении о методе медиации, знания о о подготовке, организации и проведении переговоров в медиативном сеттинге. Студенты в рамках практических занятий получат практические навыки использования основных инструментов медиатора, приобретут начальные навыкы концептуализации случая (спорной ситуации), получат опыт создания регламента для проведения переговоров в медиативном сеттинге на примере предложенного кейса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Общее знакомство с методом медиации
  • Получение практических навыков использования основных инструментов медиатора
  • Формирование начальных навыков концептуализации случая (спорной ситуации)
  • Получение знаний о подготовке, организации и проведении переговоров в медиативном сеттинге
  • Получение опыта создания регламента для проведения переговоров в медиативном сеттинге на примере предложенного кейса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает о профилактике вторичной травмы, профессионального выгорания и других рисках для психологического здоровья в работе медиатора.
  • Студент знает общую информацию о вкладе Гарвардской школы переговоров в создание метода медиации. Может определить поняте «интересы сторон» и соотнести его с не менее чем двумя схожими психологическими категориями.
  • Студент знает основные положения закона о медиации.
  • Студент знает отличия медиации от судебного разбирательства.
  • Студент знает, что такое медиация.
  • Студент имеет представление о месте медиации среди других разговорных помогающих практик, а также среди мейнстримных правовых способов разрешения конфликта.
  • Студент имеет представление о том, как может выглядеть соглашение о проведении медиации, а также соглашение сторон по результатам медиации.
  • Студент может назвать не менее двух дополнений к принципам медиации.
  • Студент может назвать отличия процедуры медиации от переговоров в медиативном сеттинге.
  • Студент может перечислить виды медиации, развернуто прокомментировать особенности каждого вида в терминах принципов медиации, дополнительных знаний, необходимых медиатору для работы в этой области, а также позиции медиатора.
  • Студент может перечислить и дать определение основным принципам медиации.
  • Студент может перечислить основные стратегии поведения сторон в конфликте и особенности работы медиатора с ними.
  • Студент может продемонстрировать знания о подготовительном этапе медиации в виде ответов на вопросы: - Для чего нужна подготовка? - Что нужно для того, чтобы подготовка помогла концептуализировать случай? - Что такое концептцализация случая?
  • Студент может продемонстрировать расспрашивание в рамках работы с интересами в ролевой игре в роли медиатора.
  • Студент может продемонстрировать теоретические знания и владение одним из инструментов медиатор, направленным на работу с эмоциями сторон, и одним – из пула инструментов для работы с собственными эмоциями и состоянием
  • Студент может продемонстрировать умение разработать сеттинг ведения переговоров для предложенного преподавателем случая, в том числе написать регламент, который должен отвечать на вопросы: 1) Как будет проведена подготовка к медиации? 2) На какие вопросы надо ответить в рамках подготовки к первой встрече? 3) Что могло бы быть ее хорошим результатом? 4) Как, когда и кем будет подготавливаться повестка для первой встречи?
  • Студент обладает навыками саморефлексии и работы со своим состоянием.
  • Студент способен в упражнении, направленном на наблюдение за медиатором, описать поведение медиатора в терминах соблюдения позиции (и сделать аргументированное заключение – какие аспекты позиции были соблюдены, а какие нет).
  • Студент способен дать определение и продемонстрировать практическое применение* таких инструментов медиатора и правил коммуникации, как: - looping, - перефразирование, - резюмирование, - активное слушание, - принципы культуры согласия.
  • Студент способен спланировать подготовку к сбору информации для медиации, а также сделать 3 шага в концептуализации случая (указать в чем суть конфликта, оценить наличие/отсутствие противопоказаний для медиации, выдвинуть хотя бы одну гипотезу об интересах каждой из сторон). Дать 1 развернутый комментарий о сеттинге, который мог бы подойти для предложенного преподавателем кейса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее знакомство с медиацией как методом разрешения споров
  • Этические основания медиации и позиция медиатора
  • Медиация как разговорная практика
  • Видение процесса целиком
  • Работа с интересами сторон
  • Работа с эмоциями
  • Виды и области применения медиации
  • Забота медиатора о себе
  • Сеттинг в медиации
  • *Правовые аспекты медиации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценка за аудиторную работу выставляется по 10-балльной шкале. Оценка зависит от активности, проявленной студентом на каждом занятии в отношении обсуждаемых тем и выполняемых заданий, количестве и качестве привлеченной литературы для подготовки ответов
  • неблокирующий Участие в ролевой игре или мозговом штурме
    Оценка выставляется по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.15 * Аудиторная работа + 0.25 * Контрольная работа + 0.1 * Участие в ролевой игре или мозговом штурме + 0.25 * Домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Переговоры без поражения. Гарвардский метод, Фишер, Р., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Медиация : учебник / под редакцией А. Д. Карпенко, А. Д. Осиновского. — Москва : СТАТУТ, 2016. — 480 с. — ISBN 978-5-8354-1151-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/92521 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Чумиков, А. Н. Переговоры - фасилитация - медиация : учебное пособие / А. Н. Чумиков. — Москва : Аспект Пресс, 2014. — 160 с. — ISBN 978-5-7567-0738-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68865 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Хачатурова Милана Радионовна
  • Сильницкая Анна Сергеевна