• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Актуальная социальная теория

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Павлов Александр Владимирович, Сафронов Эдуард Евгеньевич, Шпоть Василиса Виталиевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Это правда, что многие социальные теории, оказавшие колоссальное влияние на развитие гуманитарного знания в ХХ веке (скажем, идеи Мишеля Фуко, Эдварда Саида или Жана Бодрийяра), все еще помогают осмыслить и понять нынешние социальные и медийные процессы. Однако распространение новых технологий и всеобщая диджитализация, очевидно, требуют нового теоретического аппарата и новых инструментов для осмысления цифрового (но не только) мира. Поэтому в рамках данного курса предлагается освоить самые актуальные социальные теории (или авторские аналитические оптики, которые часто отказываются от широких концептуальных обобщений), появившиеся в последнее десятилетие XXI столетия. Например, это «радикальные технологии» (Адам Гринфилд), «цифровой капитализм» (Джуди Вайсман), «надзорный капитализм» (Шошанна Зубофф), «критическая теория интернета» (Герт Ловинк) и многое другое. Все эти авторы работают с современностью, и, хотя единой концепции нынешнего состояния развития общества нет, студенты смогут освоить инструменты для работы с настоящим. Курс ориентирован преимущественно на академическую, а не практическую работу – чтение текстов, анализ и обсуждение концепций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение знаниями об актуальных социальных теориях и об авторских аналитических оптиках, которые позволяют понять и описать современные социальные и медиапроцессы.
  • Развитие способностей к применению изученных оптик на практике.
  • Развитие навыков самостоятельного и критического мышления, способностей к самостоятельному анализу современных медиапроцессов.
  • Повышение уровня эрудиции, развитие способностей к грамотному выстраиванию аргументации, к публичной и письменной дискуссии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дифференцирует изученные концепции и сравнивает их.
  • Знает интерпретации истории социальной мысли.
  • Знает историю постмодерна (анализ Перри Андерсона).
  • Знает историю социальной теории феминизма.
  • Знает концепции надзорного капитализма Шошаны Зубофф, платформенного капитализма Ника Срничка, коммуникативного капитализма Джоди Дин.
  • Знает концепцию радикализованного модерна (Энтони Гидденс).
  • Знает основные теории позднейшего капитализма: теорию позднего капитализма (Эрнст Мандель), когнитивного (Андре Горц) и эмоционального капитализма, теорию капиталистического реализма (Марк Фишер), теорию «Клевого капитализма» (Джим Макгиган).
  • Знает теорию базового дохода (Филипп Ван Парайс).
  • Знает теорию выживаемости патриархата Кэрол Гиллиган.
  • Знает теорию гендера Джудит Батлер.
  • Знает теорию гибкого накопления Дэвида Харви.
  • Знает теорию идеологии Луи Альтюссера.
  • Знает теорию культурного материализма Реймонда Уильямса.
  • Описывает специфику посткапитализма (Ник Срничек и Алекс Уильямс / Пол Мейсон).
  • Описывает ускорение социального времени в концепции цифрового капитализма Джуди Вайсман.
  • Описывает этику заботы (феминистская альтернатива классической философии).
  • Понимает общие проблемы социальной теории феминизма.
  • Понимает основные тенденции в новейшей левой теории (Йоран Терборн).
  • Понимает подход к анализу капитализма Джонатана Крэри.
  • Понимает подход Фредрика Джеймисона в анализе постмодернизма.
  • Понимает специфику постмодернизма в культуре (Ихаб Хассан).
  • Понимает, как концептуализирует радикальные технологии Адам Гринфилд.
  • Сравнивает изученные концепции.
  • Сравнивает изученные теории и оптики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Постмодернизм в социальной теории
  • Неомарксизм и постмарксизм
  • Социальная теория феминизма
  • Социальные теории позднейшего капитализма
  • Цифровой капитализм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточная работа (эссе)
  • неблокирующий Работа на семинарах
    За активность на 1 (одном) семинаре можно получить 1 балл (плюс). Баллы за все семинары суммируются, оценка за семинарские занятия вычисляется в процентном соотношении от максимального количества баллов (оно соответствует количеству семинаров).
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.25 * Промежуточная работа (эссе) + 0.5 * Работа на семинарах + 0.25 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Истоки постмодерна / Андерсон П., Апполонов А.; Под ред. Маяцкий М. - Москва :ИД Тер. будущего, 2011. - 208 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-066-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/359876

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Butler, J. (2007). Gender Trouble : Feminism and the Subversion of Identity. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=881409

Авторы

  • Павлов Александр Владимирович