Магистратура
2022/2023
Этнометодология и конверсационный анализ
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Комплексный социальный анализ)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Баньковская Светлана Петровна
Прогр. обучения:
Комплексный социальный анализ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «Этнометодология и конверсационный анализ» направлена на овладение основными понятиями, принципами и исследовательскими техниками этнометодологии и конверсационного анализа. В рамках дисциплины освещаются базовые идеи и положения соответствующих направлений. Основное внимание уделяется исследовательской программе этнометодологии: способами выбора и изучения предмета исследования, методикам сбора данных, способам анализа собранных данных, принципам описания данных и представления результатов исследования. В основе учебной дисциплины лежат эмпирические данные, собранные в ходе этнометодологических исследований: аудио- и видеозаписи повседневных ситуаций в обыденной жизни, в профессиональной деятельности, в образовании, в публичных местах.
Цель освоения дисциплины
- владение основными понятиями этнометодологии и конверсационного анализа
- способность планировать и осуществлять исследование в соответствии с принципами этнометодологии
- умение собирать, обрабатывать и анализировать аудио- и видеоданные
Планируемые результаты обучения
- владеть техниками анализа аудио- и видеоданных
- знать базовые правила и типы организации разговорных взаимодействий
- знать историю развития, ключевые фигуры и ключевые работы по этнометодологии и конверсационному анализу
- знать ключевые понятия и термины этнометодологии и конверсационного анализа
- знать ключевые этнометодологические исследования науки и принципы их проведения
- знать основные принципы анализа практик категоризации членства участников социальных ситуаций
- уметь анализировать концептуальные основания социологических исследований
- уметь анализировать методы достижения ситуативного порядка в ситуациях профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины
- История этнометодологии и конверсационного анализа
- Основные понятия этнометодологии
- Социальная организация разговора
- Проблема социального порядка
- Этнометодологические исследования науки
- Исследования профессиональных практик
- Принципы аудио- и видеоанализа
- Механизмы категоризации членства
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bjelić, D. I. (2003). Galileo’s Pendulum : Science, Sexuality, and the Body-instrument Link. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=117222
- Garfinkel, H., & Rawls, A. W. (2002). Ethnomethodology’s Program : Working Out Durkheim’s Aphorism. Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=633351
- Heath, C., & Luff, P. (2000). Technology in Action. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=73025
- Heath, C., Luff, P., & Hindmarsh, J. (2010). Video in Qualitative Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=683974
- Lerner, Gene H. (ed.). Conversation Analysis: Studies from the First Generation. Amsterdam: John Benjamins, 2004.
- Liddicoat, A. (2007). An Introduction to Conversation Analysis. London: Continuum International Publishing Group. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=290908
- Rawls, A. W. (2017). An Essay on the Intrinsic Relationship between Social Facts and Moral Questions. Canadian Review of Sociology, 54(4), 392–404. https://doi.org/10.1111/cars.12167
- Stokoe, E. (2012). Moving forward with membership categorization analysis: Methods for systematic analysis. https://doi.org/10.1177/1461445612441534
Рекомендуемая дополнительная литература
- Heritage, J. (1984). Garfinkel and Ethnomethodology. Cambridge [Cambridgeshire]: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=607982
- Klaus Weber, & Brayden King. (2013). Oxford Handbook of Sociology, Social Theory and Organization Studies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A3D65461
- Liberman, K. (2013). More Studies in Ethnomethodology. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=520386
- Livingston, E. (2017). Ethnographies of Reason. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1520073
- Tolmie, P., & Rouncefield, M. (2011). Ethnomethodology at Work. Farnham, Surrey: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398059