• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Этнометодология и конверсационный анализ

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Этнометодология и конверсационный анализ» направлена на овладение основными понятиями, принципами и исследовательскими техниками этнометодологии и конверсационного анализа. В рамках дисциплины освещаются базовые идеи и положения соответствующих направлений. Основное внимание уделяется исследовательской программе этнометодологии: способами выбора и изучения предмета исследования, методикам сбора данных, способам анализа собранных данных, принципам описания данных и представления результатов исследования. В основе учебной дисциплины лежат эмпирические данные, собранные в ходе этнометодологических исследований: аудио- и видеозаписи повседневных ситуаций в обыденной жизни, в профессиональной деятельности, в образовании, в публичных местах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • владение основными понятиями этнометодологии и конверсационного анализа
  • способность планировать и осуществлять исследование в соответствии с принципами этнометодологии
  • умение собирать, обрабатывать и анализировать аудио- и видеоданные
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть техниками анализа аудио- и видеоданных
  • знать базовые правила и типы организации разговорных взаимодействий
  • знать историю развития, ключевые фигуры и ключевые работы по этнометодологии и конверсационному анализу
  • знать ключевые понятия и термины этнометодологии и конверсационного анализа
  • знать ключевые этнометодологические исследования науки и принципы их проведения
  • знать основные принципы анализа практик категоризации членства участников социальных ситуаций
  • уметь анализировать концептуальные основания социологических исследований
  • уметь анализировать методы достижения ситуативного порядка в ситуациях профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История этнометодологии и конверсационного анализа
  • Основные понятия этнометодологии
  • Социальная организация разговора
  • Проблема социального порядка
  • Этнометодологические исследования науки
  • Исследования профессиональных практик
  • Принципы аудио- и видеоанализа
  • Механизмы категоризации членства
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.7 * Эссе + 0.3 * Домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bjelić, D. I. (2003). Galileo’s Pendulum : Science, Sexuality, and the Body-instrument Link. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=117222
  • Garfinkel, H., & Rawls, A. W. (2002). Ethnomethodology’s Program : Working Out Durkheim’s Aphorism. Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=633351
  • Heath, C., & Luff, P. (2000). Technology in Action. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=73025
  • Heath, C., Luff, P., & Hindmarsh, J. (2010). Video in Qualitative Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=683974
  • Lerner, Gene H. (ed.). Conversation Analysis: Studies from the First Generation. Amsterdam: John Benjamins, 2004.
  • Liddicoat, A. (2007). An Introduction to Conversation Analysis. London: Continuum International Publishing Group. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=290908
  • Rawls, A. W. (2017). An Essay on the Intrinsic Relationship between Social Facts and Moral Questions. Canadian Review of Sociology, 54(4), 392–404. https://doi.org/10.1111/cars.12167
  • Stokoe, E. (2012). Moving forward with membership categorization analysis: Methods for systematic analysis. https://doi.org/10.1177/1461445612441534

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Heritage, J. (1984). Garfinkel and Ethnomethodology. Cambridge [Cambridgeshire]: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=607982
  • Klaus Weber, & Brayden King. (2013). Oxford Handbook of Sociology, Social Theory and Organization Studies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A3D65461
  • Liberman, K. (2013). More Studies in Ethnomethodology. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=520386
  • Livingston, E. (2017). Ethnographies of Reason. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1520073
  • Tolmie, P., & Rouncefield, M. (2011). Ethnomethodology at Work. Farnham, Surrey: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398059

Авторы

  • Баньковская Светлана Петровна