• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Кросс-культурная прагматика: теории и приложения

Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Бергельсон Мира Борисовна, Зевахина Наталья Александровна, Юсупова Айгуль Булатовна
Прогр. обучения: Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Цели освоения дисциплины «Введение в кросскультурную прагматику» включают: дать аудитории представление о различных социокультурных коммуникативных кон-текстах, понимание которых необходимо для успешной коммуникации; познакомить студентов с основными понятийными областями и сферами применения языковых компетенций, в которых исследования по кросс-культурной прагматике явля-ются наиболее актуальными; ознакомить студентов с методами исследования и дизайном экспериментов в области кросс-культурной прагматики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели освоения дисциплины «Введение в кросскультурную прагматику» включают: дать аудитории представление о различных социокультурных коммуникативных кон-текстах, понимание которых необходимо для успешной коммуникации; познакомить студентов с основными понятийными областями и сферами применения языковых компетенций, в которых исследования по кросс-культурной прагматике явля-ются наиболее актуальными; ознакомить студентов с методами исследования и дизайном экспериментов в области кросс-культурной прагматики. Изучение данной дисциплины не требует специальных пререквизитов. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Язык в универсуме культуры: русский коммуникативный стиль; Межкультурная коммуникация в бизнесе и управлении, Типология с точки зрения методики преподавания РКИ, Языковая интерференция: теория и практика.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Могут дать практические описания конкретных языков с точки зрения типичных речевых актов и основных доменов (время, пространство, причинность, агентивность, система цветообозначений).
  • Могут назвать основные задачи кросс-культурной прагматики; дать определе-ние энциклопедическим знаниям.
  • Могут привести прагматические компетенции в исследованиях по освоению второго языка; дать определение формульным высказываниям.
  • Могут сформулировать Теорию речевых актов; воспроизвести Принцип кооперации и постула-ты Грайса.
  • Способны описать гипотезу лингвистической относи-тельности.
  • Способны привести основ-ные задачи и методы межъ-языковой прагматики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет изучения и основные понятия кросс-культурной прагматики. Контексты коммуникации
  • Прагматическая и социокультурная обусловленность языковой формы. Принципы и постулаты лингвистической прагматики. Язык в контексте культуры
  • Язык и когнитивные репрезентации. Энциклопедические знания. Понятие языковой картины мира
  • Современная версия гипотезы лингвистической относительности. Исследования языков и культур в парадигме кросс-культурной прагматики
  • Межъязыковая прагматика и «третье пространство»
  • Понятие «прагматического акцента» при изучении иностранных языков
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.5 * Домашнее задание + 0.5 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Таратухина, Ю. В.  Теория и практика кросс-культурной дидактики : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. В. Таратухина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 194 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00790-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434307 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Почебут, Л. Г.  Кросс-культурная и этническая психология : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. Г. Почебут. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 279 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07908-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/432032 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Бергельсон Мира Борисовна
  • Зевахина Наталья Александровна