Бакалавриат
2022/2023
Психология и нейрофизиология языка и речи
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина представляет собой широкий обзор основных понятий и современной тематики исследований в области психо-, нейро- и клинической лингвистики: например, о механизмах порождения и понимания речи на уровне слова, предложения, дискурса; о нарушениях этих механизмов при афазии; об усвоении языка; об этапах освоения чтения; о видах и причинах нарушений чтения (дислексии); о билингвизме; и о других исследованиях . В результате освоения дисциплины студенты получат представления о современном состоянии исследований на эти темы, усвоят базовые лингвистические понятия, а также разовьют навыки правильного с лингвистической точки зрения подбора языковых стимулов для экспериментальных исследований.
Цель освоения дисциплины
- Получить базовые знания об основных понятиях лингвистики, психо- и нейролингвистики, клинической лингвистики.
- Получить представление о современном состоянии и актуальной тематике психолингвистических и нейролингвистических исследований.
- Сформировать навыки правильного с лингвистической точки зрения подбора языковых стимулов в исследования любой, в том числе нелингвистической, тематики.
Планируемые результаты обучения
- Критическая оценка высказывания о положительной и отрицательной роли билингвизма.
- Определение соотношения между диагностикой и терапией афазии.
- Перечисление речевых симптомов неречевых неврологических и психиатрических нарушений.
- Формирование навыков лингвистического балансирования экспериментальных стимулов по лексико-семантическим переменным.
- Знание и характеристика классических нейропсихологических моделей понимания и порождения на уровне предложения. Определение локуса нарушения в соответствии с этими моделями.
- Знание и характеристика классических нейропсихологических моделей понимания и порождения на уровне слова. Определение локуса нарушения в соответствии с этими моделями.
- Знание нейрональных основ лексико-семантической обработки.
- Знание нейрональных основ синтаксической обработки.
- Знание определения афазии и понимание её отличия от иных когнитивных расстройств.
- Знание основных лингвистических понятий. Студент может определить, к какому лингвистическому уровню относится явление.
- Критическая оценка методов обследования нейрональных основ языковой функции
- Определение и распознавание симптомов и типа афазии.
- Определение роли лингвистических факторов в механизмах чтения и использование этих факторов при составлении парадигм с регистрацией движений глаз
- Определение типа афазии.
- Перечисление и сравнение основных понятий дискурсивного уровня языковой обработки.
- Перечисление и характеристика основных этапов усвоения языка и основных теории относительно его механизмов.
- Перечисление принципов диагностики афазии.
- Перечисление причин афазии
- Перечисление целей нейролингвистического сопровождения нейрохирургических операций.
- Сравнение и оценка адекватности соответствующих нейролингвистических заданий.
- Формирование базовых представлених о нейрональных основах языковой функции.
- Формирование навыков лингвистического балансирования экспериментальных стимулов по лексико-семантическим переменным.
- Формирование навыков подбора и критической оценки подходящих методов элиситации дискурса.
- Формирование навыков распознавания нарушений в усвоении языка.
- Характеристика билингвизма с точки зрения нескольких релевантных факторов.
- Характеристика взаимосвязь речи и иных когнитивных функций (памяти, моторной функции и т. п.).
- Уметь критически анализировать статьи об экспериментальных исследованиях
- Знать ключевые этапы речевого развития у детей.
- Ознакомиться с различными методами исследования речевого развития: наблюдение, стандартизированные тесты, эксперимент.
- Уметь сравнивать и критически оценивать различные инструменты оценки речевого развития.
- Иметь представление о том, как определять наиболее подходящий метод оценки речевого развития в соответствии с целями исследования.
- Знать ключевые этапы развития навыков чтения у детей.
- Уметь сравнивать и критически оценивать различные инструменты оценки навыков чтения.
- Знать определение дислексии, понимать принципы дифференциальной диагностики дислексии и других нарушений чтения.
- Понимать принципы построения классификаций дислексии.
- Знать основные виды дислексии.
- Ознакомиться с основными гипотезами о причинах дислексии, на базовом уровне понимать мозговые механизмы нарушений чтения.
- Понимать ключевые принципы нейропсихологического подхода к коррекции нарушений чтения.
- Понимать ключевые принципы лингвистически обоснованного подхода к выбору материала для коррекции нарушений чтения.
- Знать ключевые компоненты комплексного подхода к коррекции дислексии (психологические, лингвистические, физиологические аспекты).
Содержание учебной дисциплины
- Введение в лингвистику
- Латерализация языковой обработки
- Нейрональные основы языковой обработки по языковым уровням
- Введение в афазиологию
- Афатические нарушения на уровне слова и предложения
- Диагностика и терапия афазии
- Нейролингвистическое сопровождение нейрохирургических операций
- Лексико-семантический уровень языковой обработки
- Синтаксический уровень языковой обработки.
- Дискурсивный уровень языковой обработки
Элементы контроля
- Тест по пройденному материалуСтуденты выполняют тесты по пройденному материалу. Тесты охватывают 2-3 содержательные темы модуля.
- Устный экзаменЭкзамен проводится в устной форме и состоит из вопросов по темам дисциплины. Вопросы итогового экзамена охватывают все темы курса и могут относиться к содержанию презентаций к лекциям или обязательной литературы. Вопросы проверяют фактическое знание пройденного материала, способность к его обобщению и интерпретации. Экзамен оценивается по 10-балльной шкале
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.5 * Устный экзамен + 0.25 * Тест по пройденному материалу
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ellis, A. W., & Young, A. W. (2013). Human Cognitive Neuropsychology (Classic Edition) (Vol. Classic ed). Hove, East Sussex: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=634610
- Kousaie, S., Sheppard, C., Lemieux, M., Monetta, L., & Taler, V. (2014). Executive function and bilingualism in young and older adults. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7050CA07
- Small, S. L., & Hickok, G. (2016). Neurobiology of Language. Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1053002
- The retrieval and inflection of verbs in the spontaneous speech of fluent aphasic speakers. (2011). Journal of Neurolinguistics, 24(2), 163–172. https://doi.org/10.1016/j.jneuroling.2010.02.006
- Verb retrieval in action naming and spontaneous speech in agrammatic and anemic aphasia. (1998). Aphasiology, 12(11), 951–969. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.ad438f66.7373.470d.adfb.6468a4166b02
Рекомендуемая дополнительная литература
- Traxler, M. J. (2012). Introduction to Psycholinguistics : Understanding Language Science. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398618
- Whitaker, H. A., & Stemmer, B. (2008). Handbook of the Neuroscience of Language (Vol. 1st ed). Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=230896