Бакалавриат
2022/2023
Деловые коммуникации
Статус:
Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление:
38.03.05. Бизнес-информатика
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Гордиенко Ольга Александровна,
Лобанова Татьяна Николаевна,
Логачева Елена Викторовна,
Чеглакова Людмила Михайловна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Курс ориентирован на формирование умений и навыков коммуникативного взаимодействия и влияния в рамках функций руководителя и требований делового этикета. Курс представляет собой набор методов эффективных коммуникаций и ориентирован на техничность, прагматизм и результативность внутренних деловых коммуникаций. Студенты получают возможность развивать навыки организации внутренних коммуникаций в компаниях, учатся организовывать совещания, эффективно использовать внутренние средства коммуникаций для достижения результатов деятельности компании. Процесс обучения предполагает активные формы работы студентов и сочетает разные виды деятельности: групповые дискуссии, работа с кейсами, деловые и ролевые игры. В курсе обязательно выступление с мастер-классом специалиста(ов) по внутренним коммуникациям флагманских компаний.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Деловые коммуникации» является подготовка студентов к организационно-управленческой, информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей уровня младшего уровня, способных решать задачи по: - освоению этичных форм и сфер деловой коммуникации с заказчиками, сотрудниками и коллегами в рамках делового протокола и этикета; - организации эффективной коммуникации с сотрудниками в части постановки целей, делегировании, презентации, выдаче обратной связи, на переговорах и совещаниях и пр. - ведению совещаний для сбора информации и принятия решения; - совершенствованию инструментов и индивидуального стиля коммуникации; - использования разных инструментов корпоративных коммуникаций для информирования персонала, ведения деловых письменных коммуникаций, телефонных переговоров, общения в корпоративных сетях
Планируемые результаты обучения
- - знает и соблюдает деловой этикет в коммуникации
- - умеет применять эффективные модели коммуникаций в деловом общении (при постановке задачи, делегировании, презентации, обратной связи, на переговорах и совещаниях и пр.)
- - способен интерпретировать поведение участников общения в соответствии с их индивидуальными особенностями и деловой ситуацией
- - применяет адекватный письменный и устный деловой дискурс, методы мотивации и воздействия на сотрудников и руководителей различных уровней в организации
Содержание учебной дисциплины
- 1. Теоретические основы деловых и организационных коммуникаций.
- 2. Невербальные средства коммуникаций
- 3. Вербальные средства коммуникаций
- 4. Письменные, телефонные и другие виды коммуникаций
- 5. Протокол и этикет в деловых коммуникациях.
- 6. Методы и технологии управления конфликтами
- 7. Инструменты внутриорганизационных коммуникаций.
- 8. Лидерство и стилевые особенности коммуникаций. Коммуникативные сети.
- 9. Переговорный процесс
Элементы контроля
- Активность на семинарах 0.200Семинары проходят с использованием деловых игр, групповых дискуссий. На каждом семинаре есть установочная (задание и модель для отработки на семинаре) и игровая часть
- Групповые видеопроекты 0.100Групповые видеопроекты – это асинхронный видео-доклад студентов в мини-группах по 3-4 человека и используются для целей углубленного изучения практик деловой коммуникации современных компаний. Асинхронные видео-доклады готовятся бизнес-тройками в течение курса, последовательно друг за другом и представляются к дате семинарских занятий, начиная с семинара 2 по семинар 9. Таким образом за время курса все студенты готовят один видеопроект. Технические требования: 1. Продолжительность 6-8 мин, запись презентации по теме с комментариями авторов видеоформат mp4. 2. Мини-группа из 3-4 человек (смешанный способ формирования групп - само заявление и запись ведущим семинары, список доступен для записи грапп после перового семинара) 3. Материал не должен дублировать содержание лекций, но развивать отдельные аспекты этой теме и показывать опыт современных компаний. 4. В эфире / записи должно быть видно каждого из участников проекта, вклад каждого участника должен быть идентифицируемым. 5. Список тем выкладывается в smart lms или на других площадках по согласованию со студентами. Возможно изменение тем по согласованию с преподавателем, по крайней мере за неделю до представления. Работа по не подтверждённой преподавателем теме оценивается как нераскрытая тема. 6. Готовые групповые видеопроекты выкладываются в smart lms или на других площадках по согласованию преподавателя со студентами в даты, совпадающие с порядком и расписанием тематических семинаров.
- Тесты по темам курса 0.100В начале каждой лекции проводится краткий контрольный опрос (онлайн) по материалам предыдущих лекций и рекомендованной литературы по изучаемой теме (основной список).
- Письменная индивидуальная домашняя работа 0.200Письменная домашняя работа выполняется в формате эссе по одной из тем курса (см. вопросы для оценки качества усвоения дисциплины) с опорой на литературу, согласованную с преподавателем или свободные источники Интернет, Ted-Talks и т.п. Источники литературы в группе по возможности не дублируются.
- Экзамен - тест 0.400Экзамен проводится на платформе StartExam, 40 минут и включает ответы на вопросы трёх типов, включая кейсы. Уровень А: для прямого воспроизведения основных определений, моделей, понятий и выводов (содержание содержится на слайдах лекции). Уровень В: понимать основные определения, модели, понятия и выводы (необходимо продемонстрировать умение оперировать содержанием лекции, сравнивать и анализировать лекционный материал). Уровень С: понимать иллюстрации, практические приложения и примеры использования определений, моделей, понятий и выводов (открытый вопрос). В рамках курса не предусматривается освобождение преподавателем студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей прохождения экзамена накопленной оценке без учёта веса экзамена.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.1 * Групповые видеопроекты 0.100 + 0.1 * Тесты по темам курса 0.100 + 0.4 * Экзамен - тест 0.400 + 0.2 * Активность на семинарах 0.200 + 0.2 * Письменная индивидуальная домашняя работа 0.200
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ратников В. П. ; Отв. ред. Ратников В. П. - ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2022 - ISBN: 978-5-534-15744-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/delovye-kommunikacii-509587
- Спивак, В. А. Деловые коммуникации. Теория и практика : учебник для вузов / В. А. Спивак. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 460 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15321-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511179 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дзялошинский, И. М. Деловые коммуникации. Теория и практика : учебник для бакалавров / И. М. Дзялошинский, М. А. Пильгун. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 433 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3044-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497799 (дата обращения: 28.08.2023).
- Жернакова, М. Б. Деловые коммуникации : учебник и практикум для вузов / М. Б. Жернакова, И. А. Румянцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 370 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00331-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510876 (дата обращения: 28.08.2023).
- Таратухина, Ю. В. Деловые и межкультурные коммуникации : учебник и практикум для вузов / Ю. В. Таратухина, З. К. Авдеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 324 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02346-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511159 (дата обращения: 28.08.2023).