Бакалавриат
2022/2023




Создание документального фильма: режиссура и технология съемки
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Журналистика)
Направление:
42.03.02. Журналистика
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Бурцев Юрий Аркадьевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Главное отличие кинематографического произведения от информационного сообщения заключается в том, что в кино есть необходимые для создания повествования драматургические элементы. Документальный кинематограф строится на жизненном материале, даже если это материал архивный, и перед авторами всегда возникает вопрос, что является источником драматизма, какие явления рассматривает или отражает драматургия документального фильма? В чем документалистика похожа на классическую драму, а в чем нет. Как работают взаимосвязи между темой фильма и его структурой, что является источником художественности и образности в фильме. Какие алгоритмы существуют в творческо-производственном процессе мимо которых не может пройти автор произведения и каковы основные методы создания сценарной заявки. Что такое жанр и динамика фильма, какова функция режиссера и оператора?
Цель освоения дисциплины
- Освоение студентами существующих алгоритмов в творческо-производственном процессе по созданию неигрового произведения.
- Освоение теории, истории и практики документального кино во всем многообразии драматургического и жанрового построения.
- Изучение особенностей создания сценарной заявки и разработки общей концепции фильма.
- Освоение практических навыков съемки и монтажа.
Планируемые результаты обучения
- Выбирает соответствующий раскрытию темы жанр документальной работы
- Использует навыки работы сценариста, режиссера и оператора
- Ищет и формулирует темы и идеи документального произведения на основе жизненного материала
- Понимает различного рода классификации: типов, жанров и стилей документального кино
- Создает концепцию и заявку фильма
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Основы драматурги и в частности, особенности драматургии неигрового кино.
- Тема 2. Драматургия «прямого кино» и «статичных конфликтов», «сопоставлений», «повествовательно-вопросительная».
- Тема 3. Практикум по работе с «дневником драматурга».
- Тема 4. Закономерности творческого процесса.
- Тема 5. Режиссура неигрового кино.
- Тема 6. Монтаж.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.5 * Сценарная заявка + 0.5 * Пилотный эпизод
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка: Справочное пособие / Талал А. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 394 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-777-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002629
- Муратов, С. А. Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем : учебное пособие для вузов / С. А. Муратов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 171 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08558-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451992 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Patricia Aufderheide. (2007). Documentary Film: A Very Short Introduction. Oxford University Press.
- Киноискусство России: опыт позитивной антропологии : монография / А.C. Брейтман. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 185 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_597f39070d9257.58623888. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1028172