Бакалавриат
2022/2023![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Организационное поведение
Статус:
Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Волченко Татьяна Вячеславна,
Гоголева Анна Сергеевна,
Макарова Анна Васильевна,
Мусич Елена Александровна,
Смирнов Павел Сергеевич,
Татевосян Стелла Альбертовна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Организационное поведение» посвящен ключевым подходам и результатам эмпирических исследований поведения людей в организационное среде. Курс раскрывает представления о деятельности сотрудников организаций и обращает внимание на ключевые факторы (индивидуальные, групповые, организационные, условия макро контекста), которые предопределяют индивидуальное поведение (в том числе, в группе) и его результаты. Макросреда определяет национально-культурные основы социальных взаимодействий в деловой среде, представляет специфические черты отраслевой и региональной дифференциации, создает контекст трудовых отношений, формирует основные модели профессиональной деятельности и пр. Организация представляется как целостная система институционально-практических и ценностно-культурных элементов, создающая совокупность условий, в которых сотрудники действуют, принимают решения, выбирают стратегии поведения. Группы, процессы их формирования и функционирование в условиях достижения целей описываются как основная форма организации трудовой деятельности, а социальные отношения в группах оказывают непосредственное влияние на установки и отношение людей к работе и к организации. Индивидуально-личностные черты и характеристики, с одной стороны, также являются факторами поведения, мотивационно-ценностной основой предпочтений, намерений. Но, с другой стороны, личные установки, такие как вовлеченность, приверженность, удовлетворенность являются результатом воздействия всего комплекса влияющих факторов и лучше всего способно предсказывать результаты трудовой деятельности. Таким образом в рамках курса будут раскрыты факторы поведения сотрудников в организации на нескольких уровнях, будет показано, каким образом в организациях соотносятся планируемые воздействия и стихийные, непреднамеренные.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Организационное поведение» является подготовка выпускников к организационно-управленческой, предпринимательской и информационно-аналитической деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, способных решать задачи по работе с человеческими ресурсами в рамках функциональных подразделений. После прохождения курса слушатели смогут объяснять причины и мотивы поведения сотрудников разных уровней в организационных условиях, прогнозировать реакции групп сотрудников на определенные ситуации.
Планируемые результаты обучения
- Выделяет проблемы и вопросы, относящиеся к предмету организационного поведения
- Выделяет модели поведения работников организации и факторы их стимулирующих
- Объясняет характер влияния ключевых факторов (индивидуальных, групповых, организационных, условий макро контекста), предопределяющих индивидуальное поведение (в том числе, в группе) и его результаты
- Иллюстрирует границы применения теорий и моделей организационного поведения в конкретно описанных условиях
- Объясняет основные ограничения и возможности коллективной работы и принятия решений в группе
- Иллюстрирует формы проявления власти в организации
- Иллюстрирует теоретический материал об индивидуальных характеристиках личности и установках работника, влияющих на трудовое поведение
- Объясняет основные зависимости между индивидуальными качествами работника и готовностью брать ответственность, выполнять различные виды работ и другими характеристиками организационного поведения
- Различает ролевое, сверх-ролевое и антиролевое поведение в конкретно описанных примерах
- Сравнивает применимость концепций и моделей организационной и деловой культуры
- Прогнозирует реакции сотрудников на конкретные управленческие воздействия (практики)
- Выявляет и определяет основные условия и факторы, определяющие деятельность сотрудников организаций в заданных примерах
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в организационное поведение
- Тема 2. Социальная макросреда как фактор организационного поведения
- Тема 3. Организационная культура
- Тема 4. Власть, лидерство и руководство в организации
- Тема 5. Условия работы и управленческие практики
- Тема 6. Группы и команды в организации
- Тема 7. Личность в организации
- Тема 8. Отношение сотрудника к организации и к работе
- Тема 9. Российские практики в управлении организационным поведением
Элементы контроля
- Групповой проектПроект представляет собой письменную работу по анализу практических кейсов по организационному поведению и представление результатов в формате выступления с презентацией.
- Семинары
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.3 * Семинары + 0.3 * Групповой проект + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 28 - Д.Гоулман; Р.Бояцис; Э.Макки - Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта - 9785961429619 - Alpina - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/28
- 304 - М.де Врис - Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта - 9785961420357 - Alpina - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/304
- Балабанова Евгения Сергеевна, & Деминская Вероника Эдуардовна. (n.d.). Руководитель Как Трансформационный Лидер: Роль Личностных Качеств И Управленческих Практик. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2frukovoditel-kak-transformatsionnyy-lider-rol-lichnostnyh-kachestv-i-upravlencheskih-praktik
- Лютенс, Ф. Организационное поведение [Электронный ресурс] / Ф. Лютенс; Пер. с англ. 7-го изд. - М : ИНФРА-М, 1999. - XXVIII, 692 с. - ISBN 5-86225-899-Х (русск.), ISBN 0-07-039180-7 (англ.). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/416225
- Общая социология : учебное пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 654 с. — (Высшее образование). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1063316
- Организационное поведение : учебник, Балабанова, Е. С., 2022
- Основы организационного поведения, Роббинз, С.П., 2006
- Харпфер К. В., Бернхаген П., Инглхарт Р. Ф., Вельцель К., сост. и науч. ред. - Демократизация - 978-5-7598-1193-0 - Москва: ВШЭ - 2015 - 352918 - https://ibooks.ru/bookshelf/352918/reading - iBOOKS
- Человеческие ресурсы российских бизнес-организаций: проблемы формирования и управления: Монография / А.Г.Эфендиев, Е.С.Балабанова и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 192 с.: 60x90 1/16 - (Научная мысль; Менеджмент). (п) ISBN 978-5-16-009876-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/460712
Рекомендуемая дополнительная литература
- Диагностика и изменение организационной культуры, Камерон, К. С., 2001
- Организационная культура и лидерство : учебник, Шейн, Э. Х., 2007