• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Организационное поведение

Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Волченко Татьяна Вячеславна, Гоголева Анна Сергеевна, Макарова Анна Васильевна, Мусич Елена Александровна, Смирнов Павел Сергеевич, Татевосян Стелла Альбертовна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Организационное поведение» посвящен ключевым подходам и результатам эмпирических исследований поведения людей в организационное среде. Курс раскрывает представления о деятельности сотрудников организаций и обращает внимание на ключевые факторы (индивидуальные, групповые, организационные, условия макро контекста), которые предопределяют индивидуальное поведение (в том числе, в группе) и его результаты. Макросреда определяет национально-культурные основы социальных взаимодействий в деловой среде, представляет специфические черты отраслевой и региональной дифференциации, создает контекст трудовых отношений, формирует основные модели профессиональной деятельности и пр. Организация представляется как целостная система институционально-практических и ценностно-культурных элементов, создающая совокупность условий, в которых сотрудники действуют, принимают решения, выбирают стратегии поведения. Группы, процессы их формирования и функционирование в условиях достижения целей описываются как основная форма организации трудовой деятельности, а социальные отношения в группах оказывают непосредственное влияние на установки и отношение людей к работе и к организации. Индивидуально-личностные черты и характеристики, с одной стороны, также являются факторами поведения, мотивационно-ценностной основой предпочтений, намерений. Но, с другой стороны, личные установки, такие как вовлеченность, приверженность, удовлетворенность являются результатом воздействия всего комплекса влияющих факторов и лучше всего способно предсказывать результаты трудовой деятельности. Таким образом в рамках курса будут раскрыты факторы поведения сотрудников в организации на нескольких уровнях, будет показано, каким образом в организациях соотносятся планируемые воздействия и стихийные, непреднамеренные.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Организационное поведение» является подготовка выпускников к организационно-управленческой, предпринимательской и информационно-аналитической деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, способных решать задачи по работе с человеческими ресурсами в рамках функциональных подразделений. После прохождения курса слушатели смогут объяснять причины и мотивы поведения сотрудников разных уровней в организационных условиях, прогнозировать реакции групп сотрудников на определенные ситуации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет проблемы и вопросы, относящиеся к предмету организационного поведения
  • Выделяет модели поведения работников организации и факторы их стимулирующих
  • Объясняет характер влияния ключевых факторов (индивидуальных, групповых, организационных, условий макро контекста), предопределяющих индивидуальное поведение (в том числе, в группе) и его результаты
  • Иллюстрирует границы применения теорий и моделей организационного поведения в конкретно описанных условиях
  • Объясняет основные ограничения и возможности коллективной работы и принятия решений в группе
  • Иллюстрирует формы проявления власти в организации
  • Иллюстрирует теоретический материал об индивидуальных характеристиках личности и установках работника, влияющих на трудовое поведение
  • Объясняет основные зависимости между индивидуальными качествами работника и готовностью брать ответственность, выполнять различные виды работ и другими характеристиками организационного поведения
  • Различает ролевое, сверх-ролевое и антиролевое поведение в конкретно описанных примерах
  • Сравнивает применимость концепций и моделей организационной и деловой культуры
  • Прогнозирует реакции сотрудников на конкретные управленческие воздействия (практики)
  • Выявляет и определяет основные условия и факторы, определяющие деятельность сотрудников организаций в заданных примерах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в организационное поведение
  • Тема 2. Социальная макросреда как фактор организационного поведения
  • Тема 3. Организационная культура
  • Тема 4. Власть, лидерство и руководство в организации
  • Тема 5. Условия работы и управленческие практики
  • Тема 6. Группы и команды в организации
  • Тема 7. Личность в организации
  • Тема 8. Отношение сотрудника к организации и к работе
  • Тема 9. Российские практики в управлении организационным поведением
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповой проект
    Проект представляет собой письменную работу по анализу практических кейсов по организационному поведению и представление результатов в формате выступления с презентацией.
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Семинары + 0.3 * Групповой проект + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 28 - Д.Гоулман; Р.Бояцис; Э.Макки - Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта - 9785961429619 - Alpina - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/28
  • 304 - М.де Врис - Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта - 9785961420357 - Alpina - Альпина Паблишер - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/304
  • Балабанова Евгения Сергеевна, & Деминская Вероника Эдуардовна. (n.d.). Руководитель Как Трансформационный Лидер: Роль Личностных Качеств И Управленческих Практик. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2frukovoditel-kak-transformatsionnyy-lider-rol-lichnostnyh-kachestv-i-upravlencheskih-praktik
  • Лютенс, Ф. Организационное поведение [Электронный ресурс] / Ф. Лютенс; Пер. с англ. 7-го изд. - М : ИНФРА-М, 1999. - XXVIII, 692 с. - ISBN 5-86225-899-Х (русск.), ISBN 0-07-039180-7 (англ.). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/416225
  • Общая социология : учебное пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 654 с. — (Высшее образование). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1063316
  • Организационное поведение : учебник, Балабанова, Е. С., 2022
  • Основы организационного поведения, Роббинз, С.П., 2006
  • Харпфер К. В., Бернхаген П., Инглхарт Р. Ф., Вельцель К., сост. и науч. ред. - Демократизация - 978-5-7598-1193-0 - Москва: ВШЭ - 2015 - 352918 - https://ibooks.ru/bookshelf/352918/reading - iBOOKS
  • Человеческие ресурсы российских бизнес-организаций: проблемы формирования и управления: Монография / А.Г.Эфендиев, Е.С.Балабанова и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 192 с.: 60x90 1/16 - (Научная мысль; Менеджмент). (п) ISBN 978-5-16-009876-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/460712

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Диагностика и изменение организационной культуры, Камерон, К. С., 2001
  • Организационная культура и лидерство : учебник, Шейн, Э. Х., 2007