Магистратура
2022/2023
Социология массовой коммуникации
Статус:
Курс обязательный (Прикладные методы социального анализа рынков)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Прикладные методы социального анализа рынков
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит с базовыми классическими и современными концепциями массовой коммуникации, дает представление как о характеристиках, функциях и составляющих массовой коммуникации, так и о силе влияния ее на общество. В частности в рамках данной дисциплины рассматриваются теории эффективности массовой коммуникации с точки зрения исследователей общественного мнения и рекламы. В ходе занятий разбираются примеры сообщений массовой коммуникации, дается интерпретация символов, из которых они складываются. Отдельное внимание уделяется анализу современных российских средств массовой коммуникации и нормативной основы их функционирования.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Социология массовой коммуникации» являются получение систематизированного представления о массовой коммуникации как предмете научного анализа и осведомленность о методах и результатах исследований различных элементов массовой коммуникации, использование полученных знаний для разработки рекламной коммуникации
Планируемые результаты обучения
- Владеет навыками выбора выразительных визуальных и лексических средств, необходимых для передачи маркетингового сообщения потребителю
- Владеет навыками представления результатов проделанной работы (в форме научного текста и публичного выступления).
- Владеет навыками самостоятельной аналитической работы с текстами.
- Знает виды массовой коммуникации. Знает основные классы теорий массовой коммуникации.
- Знает методики разработки рекламного сообщения.
- Имеет представления о возможных эффектах массовой коммуникации.
- Умеет анализировать содержание рекламных сообщений, используя инструментарий семиотического и дискурсивного анализа.
- Умеет анализировать содержание теорий массовой коммуникации и аргументировать свою точку зрения на их основные положения.
- Умеет находить примеры в контенте современных медиа, подтверждающих/опровергающих положения различных теорий массовой коммуникации.
- Умеет находить примеры в контенте современных медиа, подтверждающих/опровергающих положения различных теорий массовой коммуникации.
- Умеет представить результаты проделанной работы (в форме научного текста и публичного выступления).
- Умеет представлять результаты проделанной работы (в форме научного текста и публичного выступления).
- Умеет проводить семиологический анализ плаката.
- Умеет разрабатывать рекламные сообщения, направленные на коммуникацию с определенной целевой аудиторией
- Умеет разрабатывать рекламные сообщения, направленные на коммуникацию с определенной целевой аудиторией.
Содержание учебной дисциплины
- История возникновения и развития рекламы в контексте формирования общества потребления
- Введение: массовая коммуникация как предмет научного анализа
- Эволюция теорий массовой коммуникации
- Структура рекламного текста. Риторические приемы в рекламных сообщениях
- Массовая коммуникация в представлении критической теории
- Семиология и массовая коммуникация: набор знаков как сообщение и сообщение как знак. Семиотический анализ рекламной коммуникации
- Рынок МК и нормативные модели его функционирования. По каким законам живут медиа?
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.3 * Проектная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров, М. М., 2010
- Тайные манипуляторы, Паккард, В., 2004
- Теория коммуникации, Почепцов, Г. Г., 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- Коммуникативные технологии двадцатого века, Почепцов, Г. Г., 2002
- Мыло, секс и сигареты : история американской рекламы, Сивулка, Д., 2002
- Социология коммуникации : учебник, Конецкая, В. П., 1997