Бакалавриат
2022/2023
Классический восточный язык (Арабский язык)
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
Изучаемый предмет направлен на формирование систематических знаний о ранних этапах формирования арабского классического языка, изучение и перевод доисламской прозы и Корана, развитие навыков чтения, перевода, анализа, комментирования оригинальных классических текстов на арабском языке.
Цель освоения дисциплины
- сформировать систематические знания о ранних этапах формирования арабского классического языка и его влияния на развитие арабского литературного (АЛЯ) языка на примерах доисламской арабской поэзии, прозы и Корана как основных памятников арабского языка и культуры;
- ознакомить с грамматическими, синтаксическими и стилистическими особенностями классического арабского языка;
- развить навыки чтения, перевода, анализа, комментирования оригинальных классических текстов на арабском языке;
- сформировать способность находить необходимую научную информацию в справочной и энциклопедической литературе на языке оригинала.
- научить находить необходимую научную информацию в справочной и энциклопедической литературе на языке оригинала.
Планируемые результаты обучения
- Объясняет что такое: 1. Классический арабский язык 2. Арабский язык как язык официального общения арабов. 3. Арабский язык ислама. 4. Современная география арабского языка. 5. Место классического арабского языка в лингвистических классификациях
- Описывает: 1. Занятия арабских племен в древности. 2. Арабы и соседние языки. 3. На чем и как писали арабы в древности 4. Какие устные и письменные языковые формы предшествовали арабскому классическому языку
- Разбирается в средневековой арабской прозе и теологической литературе
- Формулирует цели и задачи дисциплины
- Читает, переводит и анализирует арабскую средневековую поэзию: Омар ибн Абу Раби`а, Абу-Нувас, аль-Мутанабби, Абу-ль-Аля аль-Маарри
- Читает, переводит и анализирует коранические суры
- Читает, переводит и анализирует образцы древних арабских текстов, их перевод и анализ
- Читает, переводит и анализирует тексты Имру-уль-Кайса, Тарафа, Зухайра, Лябида, Антары, Амр ибн Кульсум и Харис ибн Хиллиза
Содержание учебной дисциплины
- Вводное занятие. Понятие классического арабского языка
- Южные и северные языки/наречия древних арабов
- Предпосылки формирования арабского классического языка. Древние письменные памятники арабского языка. Историко-филологический анализ языковой ситуации в Аравии 5-6 веков
- Средневековая проза и теологическая литература
- Коран как основа классического арабского языка. Образцы коранических текстов
- Арабская средневековая поэзия.
- Дни арабов как образец доисламской прозы. Чтение образцов текста
- Му`аллакат – касыды доисламских поэтов
Элементы контроля
- аудиторная работа (устные сообщения, диктанты, письменные работы, чтение и пересказ текстов)
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.5 * Экзамен + 0.5 * аудиторная работа (устные сообщения, диктанты, письменные работы, чтение и пересказ текстов)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История арабской литературы, V - начало X века, Фильштинский, И. М., 2010
- Корановедение, Кулиев, Э. Р., 2011
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bualuan, G. (2019). Stories From One Thousand and One Nights : For Intermediate and Advanced Students of Arabic. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1761618
- Василенко, М. (2007). Бедуинская поэзия как этнографический источник: Неджд, Негев, Синай (XX век). Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (43–1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.4387560
- МУРАТОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. (2016). К Вопросу Об Особенностях Исламской Экзегетики «Тафсир Аль Люгавия». Известия Саратовского Университета. Новая Серия. Серия Философия. Психология. Педагогика, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16965434
- УСЕИНОВА СОФЬЯ РУСТЭМОВНА. (2014). Проблемы определения и периодизации арабской религиозной поэзии. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16062876