• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Литература изучаемого региона (Китай)

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 124

Программа дисциплины

Аннотация

Курс "Литература изучаемого региона (Китай)" посвящен изучению китайской литературы начиная с древнего периода до начала XXI в. Литература рассматривается в широком смысле "текста", письменного источника, поначалу не обладающего особенностями художественного текста. Ориентир китайской культуры на письменность дает богатый материал для исследования иероглифических источников. Студенты изучают темы в хронологическом порядке, следуя за ходом династийной истории в Китае. Каждая династия, эпоха представляет свою систему жанров литературы. Темы, посвященные словесности XX и XXI вв., также рассматриваются в порядке хронологии, однако здесь используется также принцип изучения творчества наиболее ярких литературных фигур, как это обычно бывает при изучении западной литературы. На протяжении всего курса студенты посещают лекции и семинары, знакомятся с текстами произведений. Формой контроля являются 4 письменные работы, две из них - в виде теста, две - в виде письменного ответа на задание. По окончанию курса студенты сдают устный экзамен. Курс китайской литературы призван расширить востоковедческий кругозор студентов-синологов, научить их работать с текстом разных эпох, понимать взаимосвязь культурных и исторических явлений, видеть влияние истории на литературу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Литература изучаемого региона (Китай)» в соответствии с общими целями основной образовательной программы являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда;
  • Выработать у студентов умение использовать в дальнейшей профессиональной деятельности знание традиционных и современных востоковедных исследований в области изучения литературной традиции Китая; умение применять общемировой и региональный (национальный) подходы в интерпретации литературного развития изучаемого региона;
  • Сформировать у студентов умение использовать в профессиональной деятельности знание истории развития и этапов становления китайской литературы, синхронного и диахронного процессов в контексте общемирового литературного процесса;
  • Развить у студентов навыки системного подхода к анализу памятников китайской литературы, знать ключевые фигуры и имена китайских литераторов, их творчество с древности до современного периода;
  • Сформировать и развить навыки проведения научных исследований;
  • Сформировать знания о национальной самобытности китайской литературной традиции, её выдающихся представителях; сформировать представления об основных особенностях и этапах развития китайской литературы с древности до наших дней.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует влияние даосизма на средневековую китайскую поэзию. Называет истоки философии "Ветра и потока". Впервые встречается с понятием школы в китайской литературе. Называет великую троицу Цао.
  • Анализирует классические китайские романы, историю появления и закрепления романа как жанра китайской литературы.
  • Воспроизводит основные понятия китайской традиции, связанные с письменным текстом.
  • Называет первый в истории китайской культуры этап фугу - движением за возвращение к древности, называет его особенности. Определяет жанр гувэнь как литератную форму выражения идей фугу в танское время.
  • Описывает жанровые особенности и примеры юаньской драмы, выделяет наиболее известных драматургов средневековья, отличает северную драму от южной.
  • Описывает расцвет городской культуры в Китае и новом жанре, соединяющем в себе элементы ранних сяошо, устных сказаний и театрального действа.
  • Описывают истоки китайского даосизма, связь его с другими китайскими философскими учениями. Распознает влияние даосских книг на развитие литературы.
  • Определяет жанр фу - придворной оды (или поэмы), описывает истоках жанра, знакомятся с примерами. Отличает жанр оды от более ранних текстов китайской литературы.
  • Отличает драму для чтения и драмы для постановки, называет с различные сюжеты и мотивы.
  • Отличает творчество авторов "золотого века" китайской поэзии, распознаёт отличия классической танской поэзии от поэзии "Ши цзина".
  • Показывает роль рода литературы сяошо для китайской словесности. Сяошо как общее понятие для прозы. Примеры ранних сяошо, их истоки, сравнение с историографией и философской прозой.
  • Различает коллективную и авторскую поэзию. "Чуские строфы" как главный памятник южнокитайской словесности.
  • Распознаёт особенности известнейших китайских романов. Роман "Путешествие на запад" как роман-травелог, связь текста произведения с буддийской традицией. Роман "Сон в красном тереме" - роман о роли женщин в жизни китайской семьи. Идея буддийского перерождения, бытописание и любовная линия - все это черты романа, которые воспроизводит студент.
  • Распознаёт состав традиционных китайских историографий, которые на протяжении многих веков будут традиционным жанром китайской литературы и истории. Историографии как материал для ранних сяошо.
  • Распознаёт структурные и стилистические особенности жанра танской новеллы. Доказывает важность этого жанра как основополагающего для дальнейшего развития произведений сяошо, включая поздний роман.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 2 К, 3 К, 4 К Роль текста в китайской цивилизации. Соотношение мифа и истории
  • 2 К, 3 К. Философская проза древности. Даосские книги VI - IV вв.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Первая индивидуальная поэзия. Чуские строфы. Цюй Юань.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Сун Юй, Сыма Сянжу. Ода фу как первый прозопоэтический жанр китайской литературы.
  • 2 К, 3 К. Ранняя китайская историография. "Исторические записки" Сыма Цяня, "История Хань" Бань Гу.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Ранние сяошо. История возникновения, истоки в историографии, примеры произведений.
  • 2 К. Танская новелла. Особенности жанра.
  • 2 К. Движение за возвращение к древности. Эссеистика гувэнь. Хань Юй, Лю Цзунъюань и др.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Сунская система жанров. Сунская новелла, эссеистика, сунская поэзия.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Сунская городская повесть как предвестник китайской традиционной драмы.
  • 2 К, 3 К. 4 К. Юаньская драма - синкретический жанр китайской культуры.
  • 2 К. От театрализованного искусства к драме для чтения.
  • 2 К, 3 К, 4 К. Четыре классических китайских романа "Троецарствие", "Речные заводи".
  • 2 К, 3 К, 4 К. Четыре китайских классических романа. "Путешествие на запад", "Сон в красном тереме".
  • 2 К. Поэзия III - VI вв. Поэтические школы. Теория "Ветра и потока". Три Цао.
  • 2 К. Особенности танской поэзии. Ли Бо, Ду Фу и др.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий письменное эссе
  • неблокирующий письменный анализ текста
    В третьем модуле анализ текста по предложенным вопросам. Это домашнее задание.
  • неблокирующий посещение и активность на семинарах
    На семинарах мы будем обсуждать заранее прочитанные тексты. Преподаватель задает вопросы – студенты отвечают на них. За посещение и ответы на семинарах ставится оценка.
  • неблокирующий тест в конце каждого модуля
    В конце каждого модуля – письменный тест. Это задание в классе.
  • неблокирующий устный экзамен
    Экзамен проводится письменно в виде теста. Экзамен будет проходить в конце учебного года.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.5 * тест в конце каждого модуля + 0.5 * письменное эссе
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * посещение и активность на семинарах + 0.2 * тест в конце каждого модуля + 0.2 * устный экзамен + 0.2 * письменный анализ текста + 0.1 * письменное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lewis, Mark Edward, and Mark Edward LEWIS. China Between Empires : The Northern and Southern Dynasties, Harvard University Press, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3300073.
  • Бичурин, Н. Я. Китай, его жители, нравы, обычаи / Н. Я. Бичурин. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 450 с. — ISBN 978-5-507-10011-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/10034 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Васильев, Л. С.  История Востока в 2 т. Т. 1 в 2 кн. Книга 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Л. С. Васильев. — 7-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 360 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00069-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438132 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Васильев, Л. С.  История Востока в 2 т. Т. 1 в 2 кн. Книга 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Л. С. Васильев. — 7-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 369 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00071-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438133 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Историография истории Древнего Востока. Т.1: ., , 2008
  • Историография истории Древнего Востока. Т.2: ., , 2009
  • Новое сибирское китаеведение. Мифы и концепты китайской культуры : монография / Н.П. Копцева, О.А. Карлова, Лия Ма [и др.] ; под науч. ред. Н.П. Копцевой, О.А. Карловой. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 264 с. - (Путь в будущее: Сибирь глазами ученых). - ISBN 978-5-7638-3475-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1031819 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1031819
  • Потанина, А. В. Театральные представления и религиозные празднества в Китае / А. В. Потанина. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 14 с. — ISBN 978-5-507-31489-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/32809 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Скворцов, А. В.  Древнекитайский язык. Анализ и перевод "Дао дэ цзин" : учебное пособие для вузов / А. В. Скворцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 290 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08601-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442313 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Спешнев, Н.А. Китайцы : особенности национальной психологии : монография / Н. А. Спешнев. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. - 336 с. - ISBN 978-5-9925-0634-1. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Альбедиль, М. Ф.  Религиоведение. Буддизм : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. Ф. Альбедиль. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 169 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07304-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442147 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Буров В.Г. Китай и китайцы глазами российского ученого. - М., 2000. - 208 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/346108
  • Китайский язык. Лингвострановедение. Часть I/ДубковаО.В., СелезневаН.В. - Новосибирск : НГТУ, 2011. - 132 с.: ISBN 978-5-7782-1705-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/548156
  • Менталитет, ментальность и этнопсихологические особенности китайцев: Монография / Собольников В.В. - М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 160 с.: 60x90 1/16 (Обложка. КБС) ISBN 978-5-9558-0561-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/854592
  • Потанина, А. В. О китайской женщине / А. В. Потанина. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 25 с. — ISBN 978-5-507-31490-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/32810 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Стеженская Лидия Владимировна
  • Перлова Юлия Валерьевна