• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Социокультурные коммуникации

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Основная цель курса – выявить специфику социокультурной коммуникации в современном информационном пространстве. Будут рассмотрены различные области проявления социокультурной коммуникации: от литературы и культуры до общественно-политической сферы. Отдельное место займут понятия социодинамики культуры, игрового компонента культуры, конвергнетной культры, общества спектакля и аппроприации культур. Будет выявлено сходство и различие между т.н. «высокой» и «низкой» культурами применительно к построению сообщений и трансляцией культурных кодов. Особое внимание будет уделено каналам коммуникации в рамках как традиционных медиа, так и социальных сетей во всем их разнообразии. Теория будет уравновешена практикой – студентам будет предложено создать свои варианты пространства социокультурной коммуникации в различных форматах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создать у студентов устойчивое представление о специфике актуальных социокультурных коммуникаций в контексте современной медиасреды. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать концепцию социодинамики культуры, семиотику и семиологию коммуникации, теории общества спектакля и общества потребления, концепцию В. Беньямина, теорию карнавальной культуры М. Бахтина и ее роль в социокультурных коммуникациях социокультурные феномены новейшего времени и их коммуникативную специфику: концепции культурной апроприации, общества соучастия и конвергентной культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает разделение культуры на элитарную и массовую. Социокультурные факторы размывания разграничений. Ж. Бодрийяр и понятие НОК (наименьшая общая культурная единица). Антитеза highbrow («высоколобые») и lowbrow («низколобые») по отношению к культуре. Понятие nobrow (Д. Сибрук) как стереотип потребителя. Феномен контркультуры как фактор формирования коммуникативных смыслов.
  • Студент знает структуру знака и структуру мифа, соотношение между денотатом, сигнификатом и коннотатом в структуре знака, а также коннотат как проводник сообщения.
  • Студент знает: концепцию социодинамики культуры, понятия мозаичной культуры (А. Моль), экрана культуры, социокультурой таблицы. Знает: место и роль игровой культуры в интерпретации Й. Хейзинги в социокультурных коммуникациях. Особую функцию карнавальной культуры в интерпретации М. Бахтина. Роль и функцию культурного кода и авторского кода в составлении и дешифровке сообщения.
  • Студент знает: понятие конвергентной культуры, ее коммуникативную специфику и особенности репрезентации в медиа. Теорию соучастия (партиципации) и ее проявления в социокультурных коммуникациях.
  • Студент умеет: выявлять проявления общества спектакля в медиа, проводить различие между репрезентацией копии и подлинника в эпоху технической воспроизводимости произведений (В. Беньямин), различать холодные и горячие медиа, выявлять элементы событийной манипуляции реальностью. Ознакомлен со спецификой современной массовой культуры.
  • Студент знает: Различные подходы к пониманию медиа. Понятия расширения человека, специфика современной медиасферы. Понятие массмедийной конструкции реальности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социодинамика культуры и трансформация коммуникативных практик
  • Социокультурные коммуникации в контексте культуры
  • Миф, событие, спектакль в социокультурных коммнуикациях
  • Массовая культура в социокультурных коммуникациях
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Финальная презентация проекта
  • неблокирующий Выполнение заданий к семинарам (формат эссе и презентаций)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Активность на семинарах + 0.4 * Выполнение заданий к семинарам (формат эссе и презентаций) + 0.3 * Финальная презентация проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — 2-е изд., исправл. — Москва : Высшая школа экономики, 2020. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-2025-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173400 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Курумчина, А. Э.  Социокультурные коммуникации. Проекты социальных трансформаций и всемирные выставки : учебное пособие для вузов / А. Э. Курумчина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10770-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475179 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Массовая культура. Теории и практики: Монография / Шапинская Е.Н. - М.:Согласие, 2017. - 386 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-906709-63-9

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кириллова, Н. Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента : учебное пособие / Н. Б. Кириллова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 184 с. — ISBN 978-5-9765-2639-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/102610 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Массмедиа в социокультурном пространстве: Учебное пособие / В.А. Евдокимов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-16-006932-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415337
  • Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая и др. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2004. - 304 с.: 60x90 1/16. (п) ISBN 5-98281-021-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/73495
  • Мощева, С. В., Экспрессивный потенциал текстов массмедиа. Средства аттракции (на материале рекламного дискурса). Часть 1 : учебное пособие / С. В. Мощева. — Москва : Русайнс, 2021. — 94 с. — ISBN 978-5-4365-8187-3. — URL: https://book.ru/book/941624 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Погребная, Я. В. Актуальные проблемы современной мифопоэтики : учебное пособие / Я. В. Погребная. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 322 с. — ISBN 978-5-9765-1135-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/79270 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Рендл, М. В., Трансформация современности модерн и постмодерн как социокультурные феномены : монография / М. В. Рендл. — Москва : Русайнс, 2020. — 213 с. — ISBN 978-5-4365-4065-8. — URL: https://book.ru/book/935177 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Хорольский, В. В. Социокультурные аспекты глобализации масс-меди / В. В. Хорольский. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 175 с. — ISBN 978-5-9765-2469-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72733 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Штейнман Мария Александровна