• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Современные лингвистические школы и направления

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данной дисциплины предполагается ознакомление студентов с основными тенденциями, определяющими развитие лингвистики в XXI в., и научными направлениями, складывающимися под их действием. Основное внимание уделяется проблемам междисциплинарного взаимодействия и возникновения интегративных исследовательских направлений на стыке лингвистики и психологии, социальных и естественных наук. Рассматриваются возможности лингвистики как средства решения актуальных общественно значимых задач. Изучается роль лингвистических школ в развитии и популяризации научного знания на современном этапе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными тенденциями в развитии современной лингвистики и сформировавшимися под их влиянием новыми направлениями исследований, датируемых XXI в.
  • оказание помощи с выбором направления исследований в рамках выпускной квалификационной работы
  • формирование представлений о возможностях междисциплинарного взаимодействия при проведении лингвистического исследования
  • формирование представлений о роли лингвистики в решении актуальных социальных проблем
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть навыками отбора и критического анализа научной литературы по проблематике исследований научных школ
  • Понимать принцип системности в организации языка и системного подхода при проведении лингвистических исследований; Знать особенности междисциплинарного подхода к проведению лингвистического исследования, уметь выстраивать исследовательский вектор с учетом приоритетности лингвистики Знать виды междисциплинарности (концептуальный и инструментальный) Понимать роль лингвистики в современном обществе, видеть возможность участия лингвистики в решении актуальных социальных задач
  • знать особенности современных направлений, интегрирующих психологическое и лингвистическое знание; понимать принципы организации исследований в рамках данной парадигмы; уметь выстраивать психолого-лингвистическую перспективу учетом приоритетности лингвистики; уметь проводить собственные микроисследования в рамках соответствующего проблемного поля
  • знать возможности лингвистики в решении актуальных социальных задач; понимать ответственность лингвистики за достоверность предоставляемого ей знания, критически относиться к попыткам возвеличивания или принижения того или иного языка; понимать роль эксперта-лингвиста в оценке негативных социальных явлений (диффамация, присвоение интеллектуальной собственности, межэтнические конфликты и т.п.)
  • иметь представление о возможности интеграции лингвистики и естественных наук с учетом специфики соответствующих сфер знания; уметь оценивать эвристический потенциал естественнонаучных концепций для лингвистики; критически оценивать терминологические интервенции естественных наук в лингвистику
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • РАЗДЕЛ 1: Основные принципы и векторы развития современной лингвистики
  • РАЗДЕЛ 2: Лингвистика и психология
  • РАЗДЕЛ 4: Лингвистика и естественные науки
    Некоторые темы могут выноситься на самостоятельное изучение при условии обеспечения студентов необходимыми материалами
  • РАЗДЕЛ 3: Лингвистика и социальные науки
    Некоторые из указанных направлений могут выноситься на самостоятельное изучение с условием обеспечения студентов необходимыми материалами
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Оценивается следующим образом. Посещаемость + активное участие = 1. Посещаемость + не- / минимальное участие = 0,4. Отсутствие = 0. Например, всего 14 пар, то есть максимум можно набрать 14 баллов. Если студент посещает и активно участвует в 9 занятиях, просто посещает 3 занятий без участия и пропускает 2 занятия: 1) 9 * 1 + 2 * 0,4 + 3 * 0 = 9,8 балла из 14 возможных; 2) 9,8 * 10 / 14 = 7 из 10 - это итог за «Аудиторную работу». Студентам, которые отсутствовали, может быть разрешено «перезачесть» пропуски на усмотрение преподавателя (например, если предоставлена справка о болезни). Для зачёта студент должен будет выполнить задание по выбору преподавателя. Однако в этом случае максимум ставится 0,4 балла, а крайний срок сдачи долгов устанавливается преподавателем (дедлайн не менее чем за неделю до сессии).
  • неблокирующий Опросы (тесты)
    Формат опросов (тестов, "квизов") подбирается на усмотрение преподавателя. Это могут быть небольшие письменные или устные опросы, онлайн-опросы на платформах Яндекс или Google Формы, викторины Kahoot, Quizziz и т.п.. Всего должно быть проведено минимум 5 опросов по изучаемым темам. Студентам, которые отсутствовали, может быть разрешено «перезачесть» пропуски на усмотрение преподавателя (только если предоставлена справка о болезни). Пересдача онлайн-форм не предусмотрена.
  • неблокирующий Портфолио
    Формат домашнего задания подбирается на усмотрение преподавателя. Это могут быть творческие или письменные работы, ответы на формы и вопросы, заполнение конспектов по темам. Всего должно быть минимум 3 задания по изучаемым темам (каждое должно включать минимум два пункта) в дополнение к обязательной письменной работе (аналитический обзор по статьям). Также преподаватель может дать одно дополнительное задание по желанию (например, по метафорам) для студентов, которые хотят улучшить свою оценку за этот раздел. Студентам, которые не могли выполнить домашнее задание по уважительной причине, может быть разрешено «пересдать» пропуски на усмотрение преподавателя (например, если предоставлена справка о болезни на срок, выделенный на выполнение задания). В иных случаях поздняя сдача заданий не предусмотрена.
  • неблокирующий Текущие проекты
    Раздел "Текущие проекты" представляет собой как минимум один проект (исследование и/или доклад), который студенты выполняют в учебный период. Защита проектов проходит с презентацией или плакатом (на усмотрение преподавателя). Например, студентам может быть предложено провести социолингвистическое исследование и/или подготовить доклад о теориях происхождения языка. Студентам, которые отсутствовали, может быть разрешено «перезачесть» пропуски на усмотрение преподавателя (например, если предоставлена справка о болезни). Презентация проекта в таком случае проводится в отдельный день или записывается на видео с последующим асинхронным просмотром другими студентами и обязательными отзывами / вопросами авторам.
  • неблокирующий Итоговый проект
    В качестве итогового проекта студентам предлагается подготовить доклад об одном из наиболее современных и актуальных лингвистических исследований.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Портфолио + 0.2 * Опросы (тесты) + 0.2 * Текущие проекты + 0.2 * Итоговый проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A dictionary of sociolinguistics, Swann, J., 2004
  • An introduction to sociolinguistics : society and identity, Deckert, S. K., 2011
  • An introduction to sociolinguistics, Holmes, J., 2017
  • Discovering sociolinguistics: from theory to practice, Smakman, D., 2018
  • Hemlin, S., Allwood, C. M., & Martin, B. R. (2004). Creative Knowledge Environments : The Influences on Creativity in Research and Innovation. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=114767
  • Interdisciplinarity : reconfigurations of the social and natural sciences, , 2013
  • Language in society : an introduction to sociolinguistics, Romaine, S., 2000
  • Narrative theory. Vol.4: Interdisciplinarity, , 2004
  • Pritzker, S. R., & Runco, M. A. (2011). Encyclopedia of Creativity (Vol. 2nd ed). San Diego: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=368694
  • Robert Blackwood, & John Macalister. (2019). Multilingual Memories : Monuments, Museums and the Linguistic Landscape. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2230136
  • Runco, M. A. (2014). Creativity : Theories and Themes: Research, Development, and Practice (Vol. 2nd ed). Burlington: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593412
  • Sawyer, R. K. (2012). Explaining Creativity : The Science of Human Innovation (Vol. 2nd ed). New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=433909
  • Schmitz, U. (2018). Media Linguistic Landscapes. https://doi.org/10.21248/JFML.2018.5
  • Sociolinguistics : theoretical debates, , 2016
  • The Oxford handbook of interdisciplinarity, , 2010
  • Undisciplining knowledge : interdisciplinarity in the twentieth century, Graff, H. J., 2015
  • Uzzi, B., & Spiro, J. (2005). Collaboration and Creativity: The Small World Problem. American Journal of Sociology, 111(2), 447–504. https://doi.org/10.1086/432782
  • Veale, T. (2012). Exploding The Creativity Myth : The Computational Foundations of Linguistic Creativity. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=494648
  • Weisberg, R. W., & Reeves, L. (2013). Cognition : From Memory to Creativity. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531239
  • Гендерная лингвистика : монография. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 380 с. — ISBN 978-5-9765-3852-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/114371 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Савельева, Л. В.  Лингвоэкология : учебник для вузов / Л. В. Савельева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 206 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08266-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474612 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Meaning and linguistic variation : the third wave in sociolinguistics, Eckert, P., 2018
  • Sociolinguistics : the study of speaker's choices, Coulmas, F., 2013

Авторы

  • Молчанова Екатерина Сергеевна
  • Нагорная Александра Викторовна
  • Цыгунова Мария Михайловна
  • Боголепова Светлана Викторовна