• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Методы исследования медиаконтента"

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящий курс – это тематический блок НИСа под названием «Методы исследования медиаконтента», который посвящен изучению направлений и методов анализа медиаконтента (количественным и качественным). Цель курса – познакомить студентов с основными методами исследования текстов (контент-анализ, фрейм-анализ), сформировать навыки разработки инструментария для анализа текстов, изучить разные стили и процедуры кодирования текстов, научить анализировать и интерпретировать полученные результаты. В рамках курса мы также обсудим, какие задачи (в т.ч. прикладные) можно решать с помощью методов исследования медиаконтента, а также как их встроить свою курсовую работу или ВКР. Формы текущего контроля включают активность на семинарах и домашние задания: дискуссия по научным статьям, написание аналитической записки по итогам сбора данных, разработка исследовательских проектов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов со спецификой количественных и качественных методов исследования медиаконтента.
  • Сформировать у студентов базовые навыки научно-исследовательской работы, включая разработку методологии и инструментария для исследования медиаконтента.
  • Научить студентов использовать различные методы сбора, обработки и интерпретации данных, в частности, работать с системами мониторинга СМИ «Public.ru» и «Factiva».
  • Развить навыки научной дискуссии и презентации результатов исследования посредством обсуждения студенческих проектов в ходе их реализации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит возможности и ограничения методов количественного исследования медиаконтента, ситуации их применения.
  • Описывает основы фрейм-анализа.
  • Представляет и защищает проект медиаисследования.
  • Применяет метод контент-анализа.
  • Применяет метод принципа построения выборки в медиа исследовании.
  • Проектирует дизайн медиаисследования.
  • Собрать данные по заданным параметрам.
  • Формулирует специфику методов качественного исследования медиаконтента.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Количественный анализ медиатекстов. Примеры методов для количественного исследования: метод контент-анализа
  • Тема 2. Методологические развилки в рамках метода контент-анализа. Типы кодирования. Количественный анализ медиатекстов. Источники данных для количественного исследования
  • Тема 3. Количественный анализ медиатекстов. Презентации групповых проектов.
  • Тема 4. Качественный анализ медиатекстов. Практикум по дизайну качественного медиа исследования.
  • Тема 5. Качественный анализ медиатекстов. Примеры методов для качественного исследования: метод фрейм-анализа.
  • Тема 6. Качественный анализ медиатекстов. Презентация мини-проектов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание к семинару
  • неблокирующий Индивидуальное задание
  • неблокирующий Командный проект с использованием метода контент-анализа
  • неблокирующий Командный проект с использованием метода фрейм-анализа
  • неблокирующий Посещаемость занятий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * Командный проект с использованием метода контент-анализа + 0.1 * Посещаемость занятий + 0.3 * Командный проект с использованием метода фрейм-анализа + 0.1 * Задание к семинару + 0.2 * Индивидуальное задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Jane Stokes. (2012). How to Do Media and Cultural Studies. SAGE Publications Ltd.
  • Крыштановский, А. О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS : учебное пособие / А. О. Крыштановский. — 2-е изд. — Москва : Высшая школа экономики, 2007. — 281 с. — ISBN 978-5-7598-0486-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100191 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Abbott, M., & McKinney, J. (2013). Understanding and Applying Research Design. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531530
  • Marie-Laure Ryan, & Jan-Noël Thon. (2014). Storyworlds Across Media : Toward a Media-Conscious Narratology. University of Nebraska Press.
  • Методы социологического исследования : учебник / В.И. Доб-реньков, А.И. Кравченко. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 768 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1008978
  • Модели анализа рекламного текста: Учебное пособие / Н.В. Аниськина, Т.Б. Колышкина. - М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-91134-675-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/326841
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000

Авторы

  • Сапонова Анастасия Владимировна
  • Абрамов Роман Сергеевич
  • Душакова Ирина Сергеевна