Магистратура
2022/2023
Стратегическое управление инновациями
Статус:
Курс обязательный (Бизнес-информатика: цифровое предприятие и управление информационными системами)
Направление:
38.04.05. Бизнес-информатика
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Бизнес-информатика: цифровое предприятие и управление информационными системами
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Целью освоения дисциплины является развитие компетенций студентов в области стратегического управления инновациями как основного направления обеспечения устойчивой конкурентоспособности за счет создания и вывода на рынок новых продуктов и технологий, инициирование возникновения новых рынков и отраслей, создания новых форм и методов организации производства и бизнеса. Дисциплина предполагает развитие навыков обоснования и принятия решений в области коммерциализации технологических инноваций на всех этапах их жизненного цикла: от генерации идеи до оптимизации финансовой модели инновационных проектов и управления предпринимательскими рисками, а также в сфере формированию портфеля инноваций, объединенных в программы инновационного развития. В результате освоения дисциплины студенты овладевают понятийно-теоретическим аппаратом в области стратегического управления инновациями, приобретают навыки и умения применения методов и инструментов управления инновационно-технологическими проектами и новыми бизнесами.
Дисциплина содержит практические и инструментальные компоненты (в том числе кейсы), позволяющие переходить от идеи к бизнес-идее и формировать бизнес-модель нового технологического бизнеса, проводить исследования рынка новых продуктов на ранних стадиях жизненного цикла и разрабатывать подход к продвижению новых продуктов на рынке и брендингу, разработать подход к управлению инновационным проектами и программами, сформировать модель инновационной экосистемы бизнеса, а также обосновать способ и условия привлечения инвестиций в реализацию инноваций.
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины – развитие компетенций в области стратегического управления инновациями в бизнесе на всех стадиях жизненного цикла, позволяющих формировать инвестиционную привлекательность и обеспечивать устойчивую конкурентоспособность бизнеса на основе высокого уровня инновационной активности.
Планируемые результаты обучения
- Знать виды технологических инноваций как основы технологического предпринимательства.
- Уметь идентифицировать ключевые факторы устойчивой конкурентоспособности бизнеса на основе инноваций.
- Владеть инструментами стратегического анализа инноваций и методами формирования портфеля инноваций.
- Знать способы защиты и охраны прав интеллектуальной собственности на результаты интеллектуальной деятельности.
- Уметь рационально выбирать способы защиты и охраны прав интеллектуальной собственности на результаты интеллектуальной деятельности.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в дисциплину. Сущность инноваций и их роль в современном бизнесе
- Тема 2. Стратегический анализ внешней среды бизнеса как контекста инноваций
- Тема 3. Оценка инновационного потенциала продукта или технологии для принятия решения о его реализации
- Тема 4. Стратегии инновационного развития бизнеса
- Тема 5. Управление интеллектуальной собственностью как элемент инновационной стратегии
- Тема 6. Инвестиции и инновации
- Тема 7. Инновационная культура и корпоративное технологическое предпринимательство
- Тема 8. Инновационная экосистема
Элементы контроля
- Тесты по темам, практические занятия, кейсыПрограмма включает 7 тестов по дисциплине, в каждом из которых несколько вопросов и заданий. Выполнение предусматривается непосредственно после изучения темы. Кейсы включены в программу дисциплины и выполняются подгруппами студентов до 5 человек. Программа предусматривает 8 практических занятий.
- ЭкзаменПисьменный индивидуальный анализ кейса (блокирующий). По итогам изучения дисциплины предусмотрен письменный экзамен в виде индивидуального самостоятельного анализа кейса по предложенным 10 вопросам (экзаменационным заданиям). Оценка за экзамен (Е) выставляется как сумма баллов за каждое из экзаменационных заданий: E=round(∑_(q=1)^10 e_q где eq – оценка за q-й вопрос из 10. Одинаковые вопросы могут задаваться по разным кейсам, то есть теоретически каждый студент из 98 получает индивидуальный вариант задания. Экзамен проводится по модели open book - разрешено пользоваться чем угодно при ограничении времени на ответы 110 минут (10 минут на вопрос и 10 минут на проверку и оформление). Плагиат преследуется аннулированием ответа.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.4 * Экзамен + 0.6 * Тесты по темам, практические занятия, кейсы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Менеджмент инноваций, учебное пособие, 147 с., Анисимов, Ю. П., Бычков, В. П., Куксова, И. В., 2015
Рекомендуемая дополнительная литература
- Blackwell, E. (1998). How to Prepare a Business Plan : Planning for Successful Start-up and Expansion: Vol. 3rd ed. Kogan Page.
- Thomas N. Duening, Robert A. Hisrich, & Michael A. Lechter. (2020). Technology Entrepreneurship : Taking Innovation to the Marketplace. Academic Press.