• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Психология автобиографической памяти

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина сфокусирована на изучении основных теоретических конструктов и современных исследований в области психологии автобиографической памяти. В рамках курса подробно рассматривается история возникновения концепций автобиографической памяти, функции автобиографической памяти, методы исследования, а также множество прикладных результатов, которые напрямую связываются с практической деятельностью психолога. Основной целью курса является расширение представлений об автобиографической памяти человека как о высшей психической функции, внедрение междисциплинарного подхода к изучению этого феномена, с точки зрения когнитивной психологии, психологии личности, социальной психологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Приобретение базовых знаний о психологии автобиографической памяти: история возникновения, основные концепции и феномены, методы изучения, прикладные результаты
  • Формирование практических навыков работы с автобиографическим материалом / данными: в исследовательской деятельности и практической деятельности
  • Расширение знаний об автобиографической памяти в интегративном подходе: связь психологии автобиографической памяти с социологией, антропологией, историей и др. отраслями научного знания
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о становлении понятия автобиографической памяти. Знает основные методологические запросы и проблемы, связанные с концепцией АП. Знает основные теоретические конструкты.
  • Имеет представление о том, как происходит развитие автобиографической памяти в разных периодах жизни человека. Умеет отличать развитие АП в условной норме и патологии
  • Имеет представление о структурной организации автобиографической памяти. Умеет выделять единицы организации АП
  • Умеет определять функции автобиографической памяти.
  • Знает методы, которыми исследуется автобиографической память. Умеет грамотно организовывать исследование в проблематике АП: подбирать методологию и конкретные методики исследования
  • Умеет определять проблемные точки, связанные с этой темой, анализировать факторы, влияющие на забывание автобиографического материала или на трансформацию автобиографических воспоминаний.
  • Знает о междисциплинарности исследований автобиографической памяти в контесте других наук: социологии, антропологии, истории, когнитивных наук, философии и др.
  • Имеет представление о том, как связаны нарративная психология. нарративная практика и психология АП. Умеет пользоваться методиками, направленными на исследование АП. Умеет пользоваться данными исследований в практической деятельности психолога
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Автобиографическая память: история развития понятия, теории автобиографической памяти
  • Автобиографическая память: развитие ВПФ в норме и в патологии.
  • Структура автобиографической памяти: функциональные единицы организации автобиографической памяти.
  • Функции автобиографической памяти: социальная, саморегуляционная, экзистенциальная
  • Методы исследования автобиографической памяти
  • Пластичность автобиографической памяти
  • Автобиографическая память и историческая память
  • Автобиографическая память и нарративная психология
  • Автобиографическая память и методы фиксации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Студент активно участвует в обсуждении прочитанного к семинарскому занятию материала. За каждый семинар, на котором студент был активен, он получает один балл. Итоговая оценка аудиторной работе определяется как процент семинаров, на которых студент был активен. Например: 70% - оценка 7. Способ округления оценки арифметический. Например: 74% - оценка 7; 75% - оценка 8.
  • неблокирующий Эссе
    Данная работа является рефлексией студентом соотношения тем курса с профильным образованием учащегося, а именно с его сферой интересов в прикладной или практической деятельности психолога. Например, каким образом, знания, полученные в ходе курса по психологии автобиографической памяти, студент может применить относительно собственных исследований, прикладной или практической психологии. Каждая тема согласуется с преподавателем индивидуально.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен предполагает собой устный ответ студента на экзаменационный вопрос по теме пройденного курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе + 0.3 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Patihis, L., Ho, L., Tingen, I., Lilienfeld, S., & Loftus, E. (2014). Are the “Memory Wars” Over? A Scientist-Practitioner Gap in Beliefs About Repressed Memory. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CECA0578
  • Зеркало с памятью : феномен фотографии: культурно-исторический анализ, Нуркова, В. В., 2006
  • Когнитивная психология: история и современность : хрестоматия, , 2011
  • Нуркова, В. В.  Психология фотографии. Культурно-исторический анализ : монография / В. В. Нуркова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 473 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-12307-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476793 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Нуркова, В. В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности [Электронный ресурс] : монография / В. В. Нуркова. - М.: Изд-во УРАО, 2000.-317 с. - ISBN 5-204-00207-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/457329

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Loftus, E. (1993). The Reality of Repressed Memories. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edscog&AN=edscog.600