Бакалавриат
2022/2023
Основы теории коммуникаций (Часть 1)
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина раскрывает основные направления теории коммуникации, основные модели, термины, категориальный аппарат. В результате освоения студенты будут анализировать различные уровни коммуникаций: межличностный, в группе, массовый, а также различные следующие виды коммуникации: онлайн, публичная, в организациях, межкультурная коммуникация.
Цель освоения дисциплины
- Изучение основных направлений теории коммуникации, в результате которых студент приобретет знание основных моделей̆, терминов, категориального аппарата теории коммуникации
Планируемые результаты обучения
- Анализировать функции и виды речи, особенности вербальной и невербальной коммуникации.
- Выделять отличительные особенности семиотического подхода и процессно-информационного подхода
- Дифференцировать основные проблемы теории коммуникаций и оценивать перспективы их применения
- Оценивать проблемы основных концепций коммуникаций
- Применять методы исследования к коммуникативному процессу
- Формулировать и распознавать основные основные парадигмы, виды и уровни коммуникации и моделирует коммуникативных процесс
Содержание учебной дисциплины
- Теория коммуникаций и коммуникативистика
- Современные теоретические концепции коммуникаций
- Процессно-информационный подход к коммуникации.
- Семиотический методологический подход
- Публичная коммуникация и риторическая парадигма
- Вербальная и невербальная коммуникации
- Межличностная коммуникация и технологии межличностных коммуникаций
- Коммуникация в группах и принятие групповых решений
- Символический характер коммуникации
- Особенности массовых коммуникативных процессов.
- Корпоративные коммуникации.
- Онлайн коммуникации
- Межкультурные коммуникации
- Парадигмы, виды и уровни коммуникации в современном кинематографе/литературе
- Парадигмальный подход Р. Крейга.
Элементы контроля
- ЭкзаменЭкзамен проводится устно в формате собеседования по материалам курса.
- Работа на семинаре
- Контрольная работа
- Домашнее задание
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.4 * Экзамен + 0.25 * Работа на семинаре + 0.2 * Контрольная работа + 0.15 * Домашнее задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Communication Theory and Research, edited by Denis McQuail, et al., SAGE Publications, 2006. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=334341.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Solomon, Denise, and Jennifer Theiss. Interpersonal Communication : Putting Theory into Practice, Routledge, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1101332.