• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Население и развитие

Статус: Курс по выбору (Экономика и статистика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Население и развитие» является продолжением цикла демографических дисциплин для студентов образовательной программы «Экономика и статистика». Курс нацелен на то, чтобы дать студентам представление об основных демографических и экономических составляющих концепции человеческого развития. В рамках учебной дисциплины рассматриваются взаимосвязи между демографическими, социально-экономическими и политическими процессами, их влияние на развитие человека и общества. В ходе освоения курса студенты будут знать природу демографических показателей, основные закономерности развития социально-демографических процессов и их взаимосвязи в России и мире; уметь правильно оценивать демографические тренды и тенденции социально-экономического развития, а также ознакомятся с основами социально-демографического моделирования и прогнозирования, подготовят аналитическую работу, которая может быть использована для принятия решений по вопросам социальной и демографической политики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам представление об основных демографических и экономических составляющих концепции человеческого развития. В рамках курса рассматриваются взаимосвязях между демографическими, социально-экономическими и политическими процессами, их влияние на развитие человека и общества. Задачей курса также является ознакомление студентов с основами социально-демографического моделирования и прогнозирования, закрепление методов визуализации данных о развитии населения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает значение законодательства и программ регулирования международной миграции для успешности демографической политики
  • Имеет представление об основных методах построения прогнозов населения.
  • Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели, характеризующие воспроизводство населения.
  • Знает основные показатели, характеризующие смертность населения и правильно их интерпретирует.
  • Умеет пользоваться результатами демографических прогнозов международных организаций, государственных статистических ведомств и научных организаций и грамотно их интерпретировать.
  • Анализирует ошибки прошлых прогнозов
  • Анализирует роль демографических сдвигов в динамике численности населения развитых и развивающихся стран.
  • Анализирует цели, основные направления и меры демографической и миграционной политики, принимаемые в развитых и развивающихся странах.
  • Анализирует цели, основные направления и меры демографической и миграционной политики, принимаемые на федеральном и региональном уровнях.
  • Демонстрирует понимание взаимосвязи демографического и экономического развития.
  • Демонстрирует понимание концепции глобального бремени болезней
  • Демонстрирует понимание концепции демографического перехода.
  • Демонстрирует понимание теории эпидемиологического перехода и исторической эволюции смертности, особенностей моделей смертности разных стран.
  • Демонстрирует понимание целей использования функциональных прогнозов в практических целях
  • Знает основные индикаторы измерения здоровья правильно их интерпретирует.
  • Знает основные направления социальных расходов бюджетов развитых и развивающихся стран и их влиянии на экономический рост
  • Знает основные показатели, характеризующие уровень образования населения.
  • Имеет представление о современных методах построения функциональных прогнозов населения.
  • Имеет представление об опыте демографического прогнозирования разными странами и международными организациями
  • Имеет представление об основных результатах построения прогнозов населения в России..
  • Оценивает положительные и отрицательные стороны старения населения и меры по минимизации возникающих негативных эффектов.
  • Оценивает результативность демографической и семейной политики, реализуемой в России
  • Понимает взаимосвязи возрастно-полового состава населения и демографических процессов, протекающих в регионах и странах, а также в целом в мире.
  • Понимает роль образования как фактора модернизации.
  • Умеет пользоваться результатами мультистатусных и функциональных прогнозов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Концепции человеческого развития. Цели развития тысячелетия. Понятие человеческого капитала.
  • Демографический переход и его последствия для развитых и развивающихся стран
  • Индикаторы человеческого потенциала в странах мира и регионах России. Методы построения интегральных оценок и их содержательная интерпретация
  • Демографические структуры и последствия их изменений. Демографическое старение.
  • Экономический рост, миграция и развитие
  • Здоровье население. Индикаторы измерения здоровья. Ожидаемая продолжительность жизни, в том числе здоровой. Глобальное бремя болезней.
  • Неравенство перед лицом смерти. Конвергенция и дивергенция стран по продолжительности жизни.
  • Образование и человеческое развитие. Образование как фактор модернизации.
  • Демографическое прогнозирование. Методы прогнозирования. Мультистатусные прогнозы. Функциональные прогнозы.
  • Демографические прогнозы стран мира.
  • Прогнозирование численности и структуры населения России. Функциональные прогнозы для России.
  • Демографическое развитие России: текущее состояние и перспективы
  • Основные направления демографической политики в развитых и развивающихся странах.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий контрольная работа
    Контроль по окончанию 1-го модуля
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание (демографический прогноз по определенному региону или городу России) определяется индивидуально для каждого студента. На его выполнение отводится 2-3 недели.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен + 0.2 * контрольная работа + 0.15 * аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007
  • Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007
  • Демография: Учебник / В.М. Медков. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 332 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-009282-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/430218
  • Саградов, А.А. Экономическая демография [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / А.А. Саградов. - M.: ИНФРА-М, 2005. - 254 с. - ISBN 5-16-002016-0.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Демография : учебник для вузов, Борисов, В. А., 2003
  • Демография : учебник для вузов, Борисов, В. А., 2005