Магистратура
2022/2023
Управление изменениями в современной организации
Статус:
Курс по выбору (Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Попова Елена Павловна
Прогр. обучения:
Государственное и муниципальное управление
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс направлен на формирование у студентов навыков анализа процессов организационных изменений, определения инструментов внедрения нововведений в практику работы государственных организаций. В рамках курса рассматриваются вопросы динамики организационных изменений, факторов, определяющих эффективность изменений и компетенции персонала, позволяющие эффективно реализовывать задачи по внедрению изменений в организации. Курс предполагает решение кейсов реализации изменений в организации, разработку рекомендаций по оптимизации процессе внедрения изменений на основе реальных практических ситуаций.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью курса является понимание процесса развития организаций публичного управления для обоснованного выбора и применения технологий их изменения.
Планируемые результаты обучения
- Знать логику построения ситуационного норматива при решении проблемы выбора ориентиров организационного развития.
- Знать место организационного развития в структуре управленческой науки.
- Знать определение понятия "организационное развитие"; критерии: эффективность и выживание.
- Знать основные источники неопределенности; подходы к проблеме типологии моделей организационного развития.
- Знать основные модели в рамках инвайронментального подхода.
- Знать основные подходы к проблеме рациональности организационного развития. Знать подход к пониманию социальных действий Р.Мертона.
- Знать основные положения популяционно-селекционного подхода, перспективы его использования при проектировании организационного изменения.
- Знать основные последствия радикальных инноваций в организациях, согласно модели ТюБёрнса.
- Знать основные этапы жизненного цикла организации. Уметь использовать модель И.Адизеса для диагностики этапа развития оганизации.
- Знать специфику инновационного подхода к проблеме организационного развития: критерии и механизмы.
- Знать специфику патодиагностического подхода в диагностике: основные патологии и методы их выявления.
- Знать специфику подхода к социологической диагностике организации как к оценке объекта через соотнесение с эталоном; отличие диагностики от исследования; этапы диагностики.
- На примере диагностики уметь проанализировать состояние реальной организации (по выбору студента) и сделать вывод о необходимости её изменения и о том, в каком направлении её необходимо менять.
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Организационное изменение и развитие как специальное направление в рамках теории организаций. Специфика организаций публичного управления.
- Основные подходы к пониманию природы организации и проблема организационного изменения.
- Организационное изменение и развитие: источники, механизмы, критерии позитивности.
- Инвайронментальный подход к проблеме организационного развития.
- Инновационный подход к проблеме организационного изменения и развития.
- Проблема сопротивления радикальным организационным изменениям в работах Т.Бернса.
- Проблема управления организационным изменением в естественных моделях организационного развития.
- Закономерности развития организации в теории жизненных циклов.
- Популяционно-экологическая модель организационного развития М.Хэннена и Дж.Фримена.
- Патодиагностический подход в социологической диагностике организаций.
- Социологическая диагностика организации как оценка состояния объекта через соотнесение с эталоном.
- Определение ориентиров ОР и логики развития в рамках традиционной версии диагностики деловой организации.
- Определение ориентиров и траектории ОР в рамках диагностики организаций, проводимой в логике селекционно-популяционной модели.
Элементы контроля
- Тест
- Активность
- Домашнее заданиеИндивидуальное письменное домашнее задание в форме реферата или эссе
- ПрезентацияГрупповые презентации
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 3 модуль0.25 * Тест + 0.25 * Активность + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Презентация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Организация и управление, Гвишиани, Д. М., 1998
- Развитие деловых организаций : теоретические модели и проблемы практического применения: учеб. пособие, Щербина, В. В., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- Социальные теории организации : словарь, Щербина, В. В., 2000
- Теория организации : хрестоматия, Морган, Г., 2010
- Управление жизненным циклом корпорации, Адизес, И. К., 2007
- Управление изменениями : хрестоматия, , 2010