Магистратура
2022/2023
Авторские школы
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Управление образованием)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Кобцева Анна Александровна
Прогр. обучения:
Управление образованием
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Государство - сложный механизм, которое включает множество аспектов. В современном мире мы все включены в государство, поэтому важно знать о его устройстве . Рассматриваются кейсы школ-лидеров в российском образовании, директора которых выступили в качестве организаторов введения инновационных образовательных технологий. Участникам предлагается познакомиться с опытом успешных лидеров образования в стране, выделить ДНК школьных инноваций. Курс предлагает слушателю знакомство с разнообразным опытом выстраивания и реструктуризации образовательных организаций, очерчивает круг возникающих в связи с этими процессами проблем и обозначает подходы к их выявлению и разрешению. Материалы курса не только знакомят слушателя с разнообразным опытом школ-лидеров, но и предполагают глубокую рефлексию. Решение теоритических и практических задач, предложенных в курсе, поможет слушателю на выходе (итоговая работа) расставить приоритеты в своей управленческой деятельности и оптимальные подходы к их реализации. Форма итоговой работы – создание видеоролика с проектом инноваций в собственной ОО. Новизна курса (относительно других подобных): игровые технологии, максимальное разнообразие видов деятельности, высокая практикоориентированность, знакомство с опытом решения проблемы работниками сферы образования самого разного уровня: чиновников, директоров/администраторов топ-школ, директоров/администраторов рядовых ОО. Дисциплина полностью реализуется в дистанционном асинхронном формате.
Цель освоения дисциплины
- овладение студентами подходами и способами определения запросов участников образовательных отношений
- овладение студентами результативных практик стратегического планирования и управления образовательной организацией на кейсах авторских российских школ.
Планируемые результаты обучения
- владеть методами планирования и выполнения проектов в условиях неопределенности, осуществляя руководство проектом (поддерживая выполнение проекта);
- владеть: методами анализа и синтеза;
- знать методы генерирования новых идей при решении практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
- знать механизмы взаимодействия участников образовательных отношений;
- знать основные этапы разработки и принятия образовательной стратегии образовательной организации;
- знать особенности организации сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- знать принципы разработки плана выполнения (дорожной карты) проекта в сфере профессиональной деятельности на всех этапах его жизненного цикла
- знать технологии и методы организации взаимодействия участников образовательных отношений
- знать требования к образовательной стратегии, включая нормативные;
- уметь: разрабатывать план выполнения (дорожную карту) проекта в сфере профессиональной деятельности на всех этапах его жизненного цикла, предусматривая проблемные ситуации и риски;
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1: «Введение в курс»
- Тема 2: «Начинаем разговор»
- Тема 3: «Школа будущего – что о ней нужно знать»
- Тема 4: «Поиск “Двойника” и рекомендации по темам курса»
- Тема 5: «Создание «идеи школы», как ответ на вызовы времени»
- Тема 6: «Внешние факторы, влиявшие и влияющие на эволюцию "идеи школы": 90-е гг., 2000-е гг.,2010-е гг.»
- Тема 7: «Этапы реализации «идеи», ее эволюция. Реформирование образовательного пространства школы как базовый процесс ее существования»
- Тема 8: «Внутренние ресурсы. Команда и работа с педагогическим коллективом»
- Тема 9: «Организация рефлексии, «обратной связи». Экспертиза»
- Тема 10: «Критерии успеха и результаты. Заимствование и трансляция»
- Тема 12: «Итоговая работа»
- Тема 11: «Практические советы современному «начинающему» директору школы»
Элементы контроля
- Онлайн курс Авторские школы (сертификат о прохождении)
- Проектная идея своей авторской школы (общего/дополнительного образования)/образовательного события
- Рефлективное занятие по итогам онлайн курса
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 1 модуль0.5 * Онлайн курс Авторские школы (сертификат о прохождении) + 0.2 * Рефлективное занятие по итогам онлайн курса + 0.3 * Проектная идея своей авторской школы (общего/дополнительного образования)/образовательного события
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- ЛЕБЕДЕВА Е.А. (2015). Управление организацией с помощью жизненных циклов И. К. Адизеса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EED481DB
- Петров, М. (2010). Методологическая эволюция Р. К. Мертона. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.90209693
Рекомендуемая дополнительная литература
- Некрутенко, Е. (2007). Воспитание Счастливого Ребенка В Условиях Свободы (Из Опыта Работы Школы Саммерхилл). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.156269BB
- Питер, М. (2006). Жизнь В Школах: Введение В Критическую Педагогику (Фрагменты Из Книги. Пер. С Англ. О. Фадиной). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.43F56283