Магистратура
2022/2023





Управление и политика в образовании
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Доказательное развитие образования)
Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Институт образования
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Сорокин Павел Сергеевич
Прогр. обучения:
Доказательное развитие образования
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Система образования встроена в сложную структуру общества, соприкасаясь с областями политики, экономики и культуры, при этом отвечая на разнообразные и усложняющиеся вызовы. Поэтому неудивительно, что дискуссии о политике и об управлении в области образования часто бывают спорными. Этот курс рассматривает образовательную политику и управление образованием в связи с внешними трендами, контекстами, институтами и акторами, с учетом ожидаемых и реальных эффектов образования, его фактического и потенциального вклада в социально-экономическое развитие. В курсе будут рассмотрены ключевые институты, модели управления, стейкхолдеры в области образования, современный глобальный и национальный дискурс об образовательной политике и об управлении образованием. Мы рассмотрим логику развития, современные вызовы (а также возможные ответы на них) в области политики и управления образованием как в мире, в целом, так и на кейсах отдельных стран. В основе курса лежат передовые теоретические дискуссии в современной науке об образовании и смежных дисциплинах.
Цель освоения дисциплины
- Целью курса является сформировать представления об образовательной политике как системе целей, ценностей и сложных отношений, связанных с широким кругом заинтересованных лиц и вызовами социально-экономического развития.
Планируемые результаты обучения
- Понимает основные теории о роли образования в воспроизводстве неравенства.
- Способен выявлять и называть базовые факторы, связанные с влиянием бюрократии на развитие системы образования.
- Способен называть и проводить сравнение ключевых характеристик основных управленческих моделей образования и связанных с ними теорий: модели (теории) бюрократии, new public management.
- Понимает место образования в создании нового общества и «нового человека» через призму теорий социалистов-утопистов, радикальных и умеренных марксистов.
- Способен вести научную дискуссию, опираясь на полученные в ходе первого блока знания.
- Способен артикулировать классические постулаты наиболее известных социальных теорий о месте образования в воспроизводстве культуры.
- Способен артикулировать классические постулаты наиболее известных социальных теорий о месте образования в воспроизводстве социальной структуры.
- Понимает место образования через призму теорий прогресса с учетом разных типов поколенческих отношений.
- Освоил основные направления влияния политики на систему образования.
- Способен назвать основные постулаты («старой») институциональной теории и теории нового институционализма и сформулировать предположения на основе указанных теорий для сферы образования о составе и логике действия ключевых стейкхолдеров.
- Способен назвать особенности бюрократии в образовании.
- Способен на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой, назвать и обосновать примеры культурных стандартов, которое задает образование.
- Понимает место образования и конкретного дизайна образовательных институтов в теориях «естественного» или «свободного» развития человека (Руссо, Толстой, Корчак).
- Освоил конкретные механизмы, через которые образование способствует преодолению статусных различий (оно ведь по идее должно именно преодолевать).
- Способен называть основные направления влияния политики на систему образования.
- Понимает логику и инструменты педагогического обеспечения свободного развития в теориях Сухомлинского, Тубельского, Газмана.
- Способен описывать место системы образования в обществе в контексте других социальных подсистем с точки зрения их обусловленности политическими факторами и фактором бюрократии.
- Способен определять и давать характеристику основным направлениям («окна возможностей»), открывающихся для национальных систем образования в современном мире и иллюстрировать их на примере конкретных кейсов национальных реформ.
- Способен на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой, назвать и обосновать роли ключевых стейкхолдеров, выявить и идентифицировать их потенциальный интерес, стратегии стейкхолдеров применительно к области образования.
- Cпособен проводить различия между сферой политики и сферой бюрократии (policy) на примере образовательной политики.
- Способен на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой, назвать и обосновать примеры наследия советского (социалистического) видения места образования.
- Способен описывать место системы образования в обществе в контексте других социальных подсистем с точки зрения их обусловленности политическими факторами.
- Способен назвать и обосновать примеры социального и культурного воспроизводства через образование на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой.
- Понимает конкретные механизмы, через которые образование способствует передаче статусных привилегий и укреплению статусных различий, несмотря наличие альтернативных декларативных целей.
- Способен на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой, назвать и обосновать примеры воспроизводства неравенства через образование.
- Способен на примере конкретных практических кейсов, связанных с образовательной политикой, назвать и обосновать примеры реализации идей свободного образования наследия советского (социалистического) видения места образования.
- Способен анализировать процессы изменений с использование рамки естественно-искусственных процессов.
- Понимает разницу трендов и вызовов для образования.
- Способен дать характеристику основным трендaм в области образования за последние 2 десятилетия, и ключевых ассоциированных с ними стейкхолдеров.
- Способен дать характеристику основным вызовам для управления политикой в области образования на основании учета современных трендов, и ключевых ассоциированных с ними стейкхолдеров.
- Способен назвать и дать характеристику основным практикам образовательной политики и управления образованием, возникающим в национальном и глобальном масштабе в ответ на тренды и вызове последних 2-х десятилетий.
- Способен проанализировать изменения теории человеческого капитала в российских реалиях, в глобальных процессах.
- Понимает ключевые составляющие человеческого капитала в современных реалиях.
- Понимает роль внутренних проблем в инициировании мер образовательной политики.
- Понимает роль низовых инноваций и лучших практик в инициировании мер образовательной политики.
- Знает и понимает основные теории инноваций и модель их распространения.
- Понимает факторы восприимчивости системы к инновациям.
- Понимает механизмы распространения лучших практик через национальные границы.
- Понимает механизмы распространения глобальных норм и идей в сфере образования.
- Знает современные повестки глобальной образовательной дискуссии, включая цели развития ООН, доклад ЮНЕСКО о новом социальном контракте, приоритеты международной оценки качества образования.
- Освоил основные закономерности реформирования сферы образования.
- Понимает логику цикла выработки и реализации политики.
- Знает, как обеспечивать доказательность предложенного дизайна.
- Способен назвать и обосновать основные направления реформ образования в секторе школьного и высшего образования в контексте национального и глобального масштаба за последние 2 десятилетия.
- Способен назвать и обосновать основные трудности в имплементации ключевых реформ в России и выбранных зарубежных кейсах (а также способы их преодоления).
- Способен назвать и обосновать ключевые подходы и механизмы оценки реформ образования.
- Способeн назвать и обосновать основные проблемы/трудности в оценке политики в образовании, а также отдельных интервенций.
- Способен дать характеристику и привести конкретные примеры трудностей в достижении ожидаемых эффектов образовательной политики в глобальном контексте.
- Понимает цикл образовательной политики.
- Знает темы, которые постоянно присутствуют в образовательной политике.
- Понимает, что решения в рамках таких тем носят циклический характер.
Содержание учебной дисциплины
- Блок 1: Ключевые взгляды на человека, общество и образование как основания образовательной политики Тема 1. Что такое политика и образовательная политика? Как ее изучают? Взгляды на роль образования в жизни общества – основа образовательной политики
- Тема 2. Взгляды на роль образования в жизни общества – основа образовательной политики
- Тема 3. Образование как фактор развития экономики – теория человеческого капитала
- Тема 4. Образование с точки зрения теории воспроизводства общества и трансляции культуры (Дюркгейм, Щедровицкий, Мид)
- Тема 5. Образование с точки зрения теории воспроизводства неравенства (Бурдье, Коулман)
- Тема 6. Место образования в обществе через призму теорий прогресса
- Тема 7. Место образования в обществе через призму теорий революционного преобразования человека (коммунистический идеал)
- Тема 8. Место образования через призму теорий свободного развития и самореализации человека
- Тема 9. Обобщение и сравнение различных взглядов на место образования в обществе
- Блок 2. Как устроено образование и управление им Тема 10. Стейкхолдеры в образовании. Основные агенты, стейкхолдеры в образовании
- Тема 11. Бюрократия как базовая форма организации социальной сферы – в том числе в образовании
- Тема 12. Рынок, ассоциация, самообразование – альтернативные формы организации образования – переход от классической бюрократии к альтернативным моделям. Рыночный подход к образованию: факторы, механизмы и эффекты
- Блок 3. Что влияет на изменения образования и как это анализировать Тема 13. Что влияет на образовательную политику?
- Тема 14. Глобальные и национальные тренды и вызовы как фактор влияния на образовательную политику
- Тема 15. Новое качество человеческого капитала – глобальный вызов для образования
- Тема 16. Внутренние проблемы системы как фактор изменений сферы образования
- Тема 17. Внутренние инновации и лучшие национальные и глобальные практики как фактор изменений
- Тема 18. Глобальная дискуссия как фактор влияния на национальную образовательную политику
- Блок 4. Формулирование и реализация образовательной политики Тема 19. Введение в теорию реформ. Цикл политики
- Тема 20. Этап формулирования целей и доказательного дизайна изменений
- Тема 21. Этап пилотирования и вовлечения. Продвижение идей изменений. Этап реализации
- Тема 22. Этап оценки эффектов и результатов. Доказательные подходы
- Тема 23. Прагматика цикла политики (встречи и обсуждения с практиками реформирования)
- Тема 24. Вечные вопросы образовательной политики
- Тема 25. Рефлексия – чему научились
Элементы контроля
- О1: Работа на занятияхРезультаты оценивания работы студентов будут отражаться в единой таблице. В таблицу будут внесены все занятия и будут дифференцированы на работу на занятиях и самостоятельные (домашние) работы. O1: 35% – посещение и активная работа на занятиях. Работа на семинарах подразумевает ответы на «текущие» вопросы преподавателей (устно или письменно, в чате), а также выполнение специальных заданий. Мы постараемся, чтобы наши занятия были доступны для просмотра в записи (в том числе для максимально объективного оценивания работы каждого студента).
- О3: Итоговая работа
- О2: Домашние заданияО2: 35% – ДЗ (небольшие эссе по заданной теме или другие аналитические тексты). Подготовка серии аналитических материалов (как правило, эссе) на русском или английском языке (как правило, каждый не более 4000 знаков с пробелами). Темы предлагаются преподавателями, но могут быть и инициативными, по согласованию с преподавателями. Примеры тем: 1) Образование – скорее фактор стабильности или скорее фактор изменений в современном мире? 2) Какие тренды в области образования важнее для современной образовательной политики: социальные, экономические или другие (технологические, культурные)?
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.175 * О1: Работа на занятиях + 0.3 * О3: Итоговая работа + 0.175 * О2: Домашние задания
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Andrew L. Friedman, & Samantha Miles. (2002). Developing Stakeholder Theory. Journal of Management Studies, 1, 1. https://doi.org/10.1111/1467-6486.00280
- Author(s) Richard Correnti, Brian Rowan, & Richard Correnti. (2007). Opening up the black box: Literacy instruction in schools participating in three comprehensive school reform programs.
- FRIEDMAN, A. L., & MILES, S. (2002). Developing Stakeholder Theory. Journal of Management Studies (Wiley-Blackwell), 39(1), 1–21. https://doi.org/10.1111/1467-6486.00280
- GOLDFINCH, S., & WALLIS, J. (2010). Two Myths of Convergence in Public Management Reform. Public Administration, 88(4), 1099–1115. https://doi.org/10.1111/j.1467-9299.2010.01848.x
- Hanushek, E. A., & Woessmann, L. (2012). The Economic Benefit of Educational Reform in the European Union. https://doi.org/10.1093/cesifo/ifr032
- Klees, S. J. (n.d.). Human capital and rates of return: Brilliant ideas or ideological dead ends? Comparative Education Review, 60(4), 644–672. https://doi.org/10.1086/688063
- Lange, S. (2011). Centre for Educational Research and Innovation (OECD) (2010): Trends Shaping Education 2010. ISBN 978-92-64-07526-9 [Rezension].
- Lange, S. (2011). Organisation for Economic Co-operation and Development, Centre for Educational Research and Innovation (2010): Trends Shaping Education 2010. 89 S. ISBN 978-92-64-07526-9 [Rezension].
- Marginson, S., & Rhoades, G. (2002). Beyond national states, markets, and systems of higher education: A glonacal agency heuristic. Higher Education (00181560), 43(3), 281–309. https://doi.org/10.1023/A:1014699605875
- Moe, T. M. (2006). Political Control and the Power of the Agent. https://doi.org/10.1093/jleo/ewj011
- Psacharopoulos, G., & Patrinos, H. A. (2018). Returns to Investment in Education : A Decennial Review of the Global Literature.
- Бурдье, П. (2010). Forms of Capital ; Формы капитала. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.53E7F146
- Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 441 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04621-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434293 (дата обращения: 28.08.2023).
- Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 441 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04621-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451668 (дата обращения: 28.08.2023).
- Вебер, М. (2005). Хозяйство И Общество. Глава Ii. Основные Социологические Категории Хозяйствования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8983799
- Вебер, М. (2005). Хозяйство И Общество. Глава Ii. Основные Социологические Категории Хозяйствования. Экономическая Социология, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692723
- Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм ; переводчик А. Б. Гофман. — 4-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 307 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06587-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/412077 (дата обращения: 28.08.2023).
- Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм ; переводчик А. Б. Гофман. — 4-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 307 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06587-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455295 (дата обращения: 28.08.2023).
- Кузьминов, Я., Семенов, Д., & Фрумин, И. (2013). Структура Вузовской Сети: От Советского К Российскому «Мастер-Плану». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.82FEC865
- Макс Вебер, & Oleg Kildyushov. (2015). Конфуцианская жизненная ориентация. Социологическое Обозрение, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15981429
- Социология образования : учебник и практикум для вузов / А. М. Осипов [и др.] ; под редакцией А. М. Осипова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 365 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07474-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452870 (дата обращения: 28.08.2023).
- Стратегия для России: образование: Научное / Клячко Т.Л., Синельников-Мурылев С.Г. - М.:ИД Дело РАНХиГС, 2018. - 118 с.: ISBN 978-5-7749-1338-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982778
- Филиппов, А., & Вебер, М. (2008). Основные Социологические Понятия. Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743624
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ana Cristina Oliveira. (2019). Education policy implementation: trends of research publications (2007-2017). Revista de Estudios Teóricos y Epistemológicos En Política Educativa, 4, 1–16. https://doi.org/10.5212/retepe.v.4.009
- de Grauwe, A. (2005). Improving The Quality of Education Through School-Based Management: Learning From International Experiences. International Review of Education / Internationale Zeitschrift Für Erziehungswissenschaft, 51(4), 269–287. https://doi.org/10.1007/s11159-005-7733-1
- Gwyneth Allatt. (2020). Adult literacies from the perspective of practitioners and their learners: a case study from the north of England. https://doi.org/10.3384/rela.2000-7426.rela9213
- Liu, S. (1997). Trends in Hong Kong University Management: Towards a Lifelong Learning Paradigm.
- Ma, J., Pender, M., Welch, M., & College Board. (2016). Education Pays 2016: The Benefits of Higher Education for Individuals and Society. Trends in Higher Education Series. In College Board. College Board.
- Mettler, S. (2010). Reconstituting the Submerged State: The Challenges of Social Policy Reform in the Obama Era. https://doi.org/10.1017/s1537592710002045
- Nicole Wagner, Dr. Khaled Hassanein, Dr. Milena Head, & Ls M. (2008). Who is responsible for E-learning success in higher education? A stakeholder’s analysis.
- Ostrom, E. (2010). Beyond Markets and States: Polycentric Governance of Complex Economic Systems. American Economic Review, 100(3), 641–672. https://doi.org/10.1257/aer.100.3.641
- Rigby, J., Woulfin, S., & März, V. (2016). Understanding How Structure and Agency Influence Education Policy Implementation and Organizational Change. https://doi.org/10.1086/685849
- Wagner, N., Hassanein, K., & Head, M. (2008). Who is responsible for E-Learning Success in Higher Education? A Stakeholders’ Analysis. Journal of Educational Technology & Society, 11(3), 26–36.
- Бюрократия в современном мире: теория и реалии жизни [Электронный ресурс] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. В.Н. Шевченко. - М.: ИФРАН, 2008. - 196 с. - ISBN 978-5-9540-0090-0. - Режим доступа: http://znanium.com/
- Косарецкий Сергей Геннадьевич, Груничева Ирина Геннадьевна, & Гошин Михаил Евгеньевич. (2016). Образовательная политика России конца 1980-х – начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании. Мир России. Социология. Этнология, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906427
- Кузьминов, Я. И. (2011). Образование в России. Что мы можем сделать? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.48D36BF7